Архив номеров НиТ

Партизаны на дорогах

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Схема мины ТМ-35



Во время Великой Отечественной войны советские партизаны удары в тылу врага нацеливали на железнодорожные коммуникации противника. Но не во всех районах временно оккупированной территории железные дороги были развиты, и там активно применялись автомобильные перевозки.

С началом Великой Отечественной войны со стремительным передвижением фронта так же стремительно двигались сотни и даже тысячи автомобилей с боеприпасами, горюче-смазочными материалами, продовольствием и другими необходимыми средствами для ведения войны. Железнодорожный транспорт поначалу применялся мало, и это объясняется следующими причинами:

Во-первых, необходимо перешивание широкой советской колеи на узкую европейскую, а это требует времени.
Во-вторых, немецкий план молниеносной войны не предусматривал подвоза пополнения материальных средств из глубокого тыла.
В-третьих, автомобили могут следовать прямо за войсками по дорогам, тогда как за пополнением средств, перевозимых по железным дорогам, необходимо дополнительно ехать на станцию разгрузки.

Четвертой причиной является «разбалованность» немцев и их союзников высоким качеством автомобильных дорог в порабощенной ими Западной Европе и самой Германии и недостаточный учет немецким командованием пресловутого русского бездорожья.

Совершив стремительный марш по Западной Европе, немцы надеялись так же стремительно пройти по Советскому Союзу, но практически полное отсутствие качественных автомобильных дорог в немалой степени помешало осуществлению планов блицкрига. Успешному продвижению немцев по Франции и другим странам Западной Европы способствовала широкая сеть весьма качественных автодорог, по которым с легкостью проходили немецкие танки. Развитие широкой автодорожной сети во Франции проводилось на государственном уровне в преддверии подготовки к будущей войне.

Дорожная сеть в Европейской части Советского Союза была развита весьма слабо, но немцы поначалу очень активно использовали автодороги. Этим объясняется уничтожение за первые два года войны партизанами 1191 танка и бронемашины и 14645 грузовых и легковых автомобилей.
Воздействие партизан на шоссейные и грунтовые дороги противника производилось путем минирования дорог управляемыми минами, минами мгновенного действия и минами замедленного действия, зачастую с одновременным устройством засад; путем устройства завалов на лесных и горных дорогах; путем разбрасывания различных шипов и досок с гвоздями; путем подпиливания опор деревянных мостов, обстрела снайперскими группами автомашин противника, на грунтовых дорогах иногда вырывались ямы-ловушки, которые тщательно маскировались.

Удары партизан по автодорогам, по сравнению с ударами по железным дорогам, были не столь массовыми. Это объясняется целым рядом причин. Остановимся на главнейших из них:

1. Автомобильные дороги в глубоком тылу для оккупантов имели меньшее значение, т.к. основные перевозки совершались по железным дорогам.
2. Минировать автомобильные дороги с твердым покрытием было значительно труднее, чем минировать железнодорожное полотно. Особенно трудно было хорошо замаскировать установку мин, т.к. для этого приходилось взламывать твердое покрытие автомобильной дороги.
3. Наезд автотранспорта на дорожную мину не столь же неизбежен, как наезд поезда на минированный участок пути: поезд всегда идет по точно обозначенной и ограниченной колее, тогда как автомобиль может пройти рядом с миной и не вызвать ее взрыв.
Однако, несмотря на многие трудности, партизаны при любом удобном случае совершали диверсии на автомобильных дорогах и делали это умело, находчиво и успешно.
Массовость ударов партизан по автомобильным дорогам противника в большой степени зависела от географических условий местности и степени развитости дорожной сети в районе действий.

В областях с наличием больших лесных массивов партизаны активно устраивали засады и производили минирование автодорог. Причем в 1941-42 гг. количество уничтоженной автомобильной и бронетехники во много раз превышало количество произведенных крушений составов противника.

В конце 1942 года — начале 1943 года партизаны стали наносить одинаково активные удары по автомобильным и железным дорогам противника. Это объясняется тем, что в это время на вооружение партизан стала поступать специальная диверсионная техника, позволявшая наносить эффективные удары по железным дорогам. Необходимо понимать, что для минирования автомобильных дорог годились стандартные противотанковые мины, а для диверсий на железных дорогах в начальный период войны специальной техники не было (подробнее об этом см. НиТ №5 за 2011 год).

Об указанных фактах красноречиво говорят следующие цифры.
По официальным данным партизанские и диверсионные группы Орловской области на 15.12.41 г. уничтожили 3 танка, 18 бронемашин, 100 грузовых автомашин, 13 мотоциклов и 155 повозок с военными грузами. При этом не пустили под откос ни одного эшелона противника. А к 1 июня 1942 года пустили под откос 27 эшелонов, уничтожили 414 автомашин, 40 танков и бронемашин и другую технику.

В Калининской области в 1941-42 гг. наносили одинаково сильные (конечно, относительно) удары по железным и шоссейным дорогам. По официальным данным партизаны области с начала войны и по 1.11.42 г. организовали 287 крушений эшелонов, уничтожили 1218 автомашин, 131 мотоцикл, 21 танк и 245 повозок с грузами.
После получения партизанами области специальной диверсионной техники только за май и половину июня 1943 года уничтожили 78 автомашин, 7 мотоциклов, 5 танков, устроили 39 крушений эшелонов противника, в которых разбилось 427 вагонов. (Соотношение количества разбитых вагонов к количеству пущенных под откос эшелонов хорошо показывает, насколько были эффективнее диверсии на железных дорогах, по сравнению с диверсиями на автомобильных дорогах. Об этом не раз писал еще во время войны И.Г. Старинов)

Партизаны Витебской области на 01.08.42 г. уничтожили: грузовых автомашин — 161, легковых — 2, танкеток — 12, мостов на шоссейных и грунтовых дорогах — 71. При этом не пустили под откос ни одного эшелона противника, хотя по области проходили участки крупных железных дорог.
Хорошо показывает зависимость воздействия партизан на железные и автомобильные дороги (особенно это относится к железным дорогам) от наличия специальной техники у партизан официальная статистика по Смоленской области (таб. 1).

Перейти к полному тексту статьи