Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Инструменты и материалы стендового моделиста. Часть 3

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

«Белорус» — аэрограф одинарного действия, единственный доступный моделистам в советские времена. Такие аэрографы выпускаются до сих пор, но их качество стало существенно хуже

Аэрограф АЭРО-Про 35 двойного действия

Высококачественный аэрограф двойного действия Evolution, немецкого производства


Аэрографы и их назначение

Вопреки существующим представлениям, аэрограф не является каким-то новым изобретением, его запатентовал Чарльз Л. Будик еще в 1893 году. Сопло было изготовлено из платины, а сосуд для краски был размещен в корпусе аэрографа. Различают два типа аэрографов: одинарного и двойного действия (Single action и Double action). Аэрограф одинарного действия является простейшим типом аэрографа. Его спуск можно только надавливать, регулируя, таким образом, объем подаваемой краски. Аэрограф двойного действия более совершенен, его спуск можно как надавливать (вверх-вниз), так и перемещать вперед-назад, при этом кроме количества подаваемой краски, можно регулировать количество подаваемого для смешения с ней воздуха. Для питания аэрографа воздухом используется либо компрессор, либо баллон со сжатым воздухом.
Ниже приведем несколько примеров аэрографов.

Proxxon — одинарного действия. Он годится только для базовых «малярных» работ.

Iwata — высококачественный аэрограф двойного действия известной японской фирмы. Он исправно работает и с ним не возникает никаких проблем.
Miol 80-897 — аэрограф двойного действия, выпускающийся украинской фирмой. Относительно недорогая копия заграничного аналога.

Во время работы с аэрографом для его питания необходим источник сжатого воздуха. Чаще всего для этого используется компрессор, который может быть фирменным, а может быть собран и самостоятельно на базе холодильного агрегата. При правильной эксплуатации даже такой компрессор будет служить годы.

Чтобы не выбрасывать слишком много паров растворителя и частичек краски в помещение при чистке аэрографа — используется очищающая установка, которую, собственно говоря, можно сконструировать и собственными силами. Для этого в крышке стеклянной банки вырезается одно отверстие, в которое можно вставлять сопло аэрографа, и еще несколько отверстий закрывающихся каким-либо фильтром, например, бинтом. В результате из банки будет выходить очищенный воздух. Данное приспособление очень полезно при промывке аэрографа.

Работа с аэрографом

Большинство моделистов уже в начале своей карьеры понимают, что окраска модели является одной из наиболее сложных операций в процессе ее изготовления. Результат длительного и напряженного труда может быть сведен на нет неправильным применением лакокрасочной продукции фирм Hambrol, Revell или иных. Вначале абсолютное большинство моделистов используют только кисти как наиболее простые и легкодоступные инструменты. Некоторые при этом даже достигают неплохих результатов. Однако чтобы достичь эффекта, который бы приблизил модель к оригиналу, становится необходимым использование аэрографа. Какой же из них выбрать?

Если это первый ваш аэрограф, то сразу же нужно отказаться от дорогих профессиональных инструментов, как Pasche, Aztek, Iwata и других известных фирм. Почему? Прежде всего, потому что применение такого инструмента требует определенного, хотя бы минимального опыта работы с аэрографом. Результат покраски им, конечно, совершенен, однако аэрограф не делает это сам, а неправильная его эксплуатация и чистка почти наверняка приведут к разочарованию результатами окраски и повреждению очень дорогого инструмента. Кроме того, обычно такие аэрографы требуют и соответствующего (фирменного) источника питания воздухом, что еще более увеличивает затраты по его эксплуатации.

Очень хорошие аэрографы Miol украинского производства можно купить по вполне доступной цене. Еще одним решением может быть знаменитый советский аэрограф А4 (в просторечии «белорус»), который выпускается до сих пор, однако качество современных экземпляров оставляет желать много лучшего, а цена их слишком велика. Как первый, так и второй не настолько рафинированные, как профессиональный инструмент, но зато значительно менее склонны к повреждениям из-за неправильной эксплуатации.

Вторым важным вопросом является источник сжатого воздуха. Наиболее практичным является специальный компрессор. В магазинах их выбор огромен, цены также очень разные. Можно также пользоваться различными аэрозольными баллончиками со сжатым воздухом или фреоном, но это довольно дорогое удовольствие. Многие моделисты используют переделанные компрессоры от холодильников. Таким образом можно получить вполне приличный (почти профессиональный) агрегат за совсем небольшие деньги. Способов переделки существует множество.

Теперь коротко об очистке. Несмотря на первое впечатление — это очень существенная операция. Очень важно не допустить засыхания краски; если делаются большие перерывы в работе, то нужно обязательно промывать инструмент (сопло и каналы, подводящие краску) растворителем! После окончания покраски необходима очистка аэрографа, при этом очень желательно не разбирать аэрограф на детали! Единственная часть, которая демонтируется, это регулирующая сопло насадка. Внутренность аэрографа промывается путем пропускания через него растворителя, и этого обычно достаточно.

После накопления основного оборудования (аэрограф, компрессор) стоит что-нибудь покрасить. И здесь мы сталкиваемся с первой проблемой. Краски, взятые непосредственно из баночек, слишком густые для окраски аэрографом, а их разбавление до необходимой консистенции — это не такая тривиальная задача, какой она кажется на первый взгляд. Слишком густая краска будет залеплять сопло, и в результате распыление будет неравномерным (на поверхности модели возникнут комочки и другие неровности), а аэрограф будет поминутно забиваться. С другой стороны, слишком жидкая краска не будет хорошо укрывать окрашиваемую поверхность и склонна к образованию потеков. К сожалению, не существует никаких универсальных рецептов или правил разведения краски, так как условия применения красок, даже одного и того же производителя, могут быть различными. Например, одна краска используется сразу же после покупки в магазине, а другая после многомесячной выдержки в шкафчике.

Первоначальное разбавление краски производится следующим образом: в небольшой сосуд наливается необходимое для покраски модели количество краски и она разбавляется до такого состояния, когда краска свободно стекает со стенок сосуда, но еще окрашивает их (нужно поэкспериментировать и определить эту границу). Обычно это пропорция — три части краски на одну часть растворителя, но четкого правила нет. Несколько капель такой смеси заливается в аэрограф, а затем проверяется, как он «пшикает». Если нужно, то в краску по капле добавляется растворитель до требуемого уровня. Правильно подготовленная краска должна без проблем покрывать поверхность модели с расстояния около 12-15 см и не забивать сопло при давлении около 0,5 атм. Очевидно, что это только общая схема, поэтому чтобы добиться соответствующего эффекта, необходимо экспериментировать с густотой краски, давлением воздуха, расстоянием и так далее.

Следующий момент — это регулировка факела. В некоторых аэрографах (особенно старой конструкции) существует возможность установки сопел различного диаметра, а также регулировки насадки.

В инструментах современной конструкции (чаще всего двойного действия) интенсивность факела регулируется плавно во время окраски. Это основное преимущество такого аэрографа, благодаря которому можно без специальных усилий «творить им чудеса».

Теперь можно начать что-нибудь красить. Лучше всего сначала попрактиковаться на каких-нибудь кусочках пластика, остатках старых моделей (моделистском ломе), а лучше всего собрать себе какую-нибудь простую модель по методике «за минуту», склеив ее просто так, чтобы она не рассыпалась в руках, во время тренировок. Такой «болван» пригодится еще не раз, когда позднее на нем будут проводиться тренировки по различному применению аэрографа и т.д.

Хотя и нет каких-либо универсальных методик, благодаря которым можно было бы научиться пользоваться аэрографом (за исключением учебных фильмов), тем не менее можно и должно знать несколько основных правил:

Ведя аэрографом нужно стараться всегда держать его перпендикулярно к окрашиваемой поверхности.
Стараться покрасить одним слоем.

Все исправления выполнять только после высыхания предыдущего слоя краски, то есть нельзя добавлять большое количество краски, так как это всегда приводит к потекам.
Если потеки уже существуют, то ни под каким предлогом не исправлять их до того, как они полностью высохнут.
Следует помнить, что укрывистость краски (то есть качество, интенсивность, ширина линии или толщина слоя) в значительной степени зависит от расстояния, на котором находится аэрограф от модели. Его следует изменять плавно, без всяких рывков.

Перед покраской следует «насухо» потренироваться в траектории движения аэрографа, так чтобы во время окраски как можно меньше крутить модель и действовать только «малярным» инструментом.

Это те общие замечания, которые должны помочь вам на первых шагах вашей работы с аэрографом.
Как уже писалось выше, ничто не заменит опыта и нужно потратить много краски, чтобы почувствовать себя вполне уверенно в непростом деле окраски с помощью аэрографа. Расскажем теперь о паре трюков, которые, возможно, пригодятся при овладении этим непокорным инструментом.

Потеки: проще всего иметь подготовленный тампон с растворителем, и если возникает потек — сразу его смыть и подождать, пока краска полностью высохнет. Затем мелкой шлифовальной бумагой (зерно 1000-1500) аккуратно загладить «берега» и сделать исправления аэрографом. Если потек небольшой, можно не трогать его вообще, а только подождать пока он высохнет и тогда проводить операции со шлифовальной бумагой и исправлениями. К сожалению, очень часто получается так, что необходимо смывать всю краску и начинать окраску сначала, но лучше такого не допускать.

Ответить

1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.