Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

БРДМ

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Коробка модели БРДМ в масштабе 1:35 запорожской модельной фирмы «Arsenal»



Собранная и окрашенная модель БРДМ в масштабе 1:35, украинской фирмы «Arsenal». При сборке крышки верхних люков были сделаны подвижными, на фотографии они открыты — откинуты назад.

Модель вид сверху. Крышки люков рубки открыты, видна часть интерьера машины. Пулемет снят со своей турели


Интерьер кабины перед местом командира машины (слева), вид через открытый люк. Виден щиток радиостанции Р-123, правее него — прибор радиационной разведки ДП-3Б. На правой стенке рубки — рукоятка открывания заслонки амбразуры. Все изготовлено самостоятельно.
Интерьер кабины перед местом водителя машины (справа), вид через открытый люк. Видны органы управления машиной — рулевое колесо, щиток контрольных приборов, рукоятки переключения передач, и т.д.

Интерьер кабины — вид через открытый люк. Сиденья водителя и командира. Для этих сидений были изготовлены новые спинки и крепившиеся на них сзади брезентовые мешки-карманы с застежками. Перед водителем на крыше корпуса изготовлена и установлена крышка люка для установки прибора ночного видения ТВНО

Вид на изготовленный интерьер кабины БРДМ через открытый задний десантный люк

Задние двери установлены на П-образной проволочной скобе, благодаря чему они получили возможность свободно открываться


На катушку кабельстана «намотан» отрезок мелкожильного медного провода, имитирующий трос (рис. слева). К его концу приклеена серьга.
В нижней части кормового листа (рис. справа) видно сопло водометного движителя, водяные рули и рабочее колесо водомета. Водяные рули в модели сделаны большими, чем проем канала. Поэтому при установке их необходимо обрезать

В ходовой части модели даны детали мостов, карданы и рессоры основных колес, а также узел дополнительных опускаемых колес.Основные колеса модели имеют покрышки из резиноподобного материала

Броневые крышки передних смотровых люков установлены в открытом положении. При этом пришлось изготовить и установить на место стекла смотровых люков, о которых производитель просто позабыл

Опущенные дополнительные колеса правого борта. Блок дополнительных колес в модели можно сделать подвижным

Днище модели БРДМ упрощено. Здесь не сделаны имеющиеся на реальной машине различные выштамповки, лючки и пробки. Видны блоки дополнительных колес, сзади круглая решетка заборника водометного движителя



В середине 50-х годов появилась настоятельная необходимость оснастить разведывательные группы частей сухопутных войск Советской Армии высокоподвижной плавающей машиной, обладающей гораздо более высокой проходимостью, чем стоявший в то время на вооружении легкий бронетранспортер БТР-40. Исходя из этого перед конструкторами была поставлена задача по созданию новой мобильной бронемашины, которая должна была уверенно плавать при высоте волн до 0,5 м, а на суше преодолевать сложные препятствия, в том числе и траншеи шириной до 1,2 м.
Решение этой задачи было поручено коллективу ОКБ Горьковского автомобильного завода под руководством ведущего конструктора В.К. Рубцова (ранее спроектировавшего БТР-40), который с конца 1954 года и начал работы над новой «бронированной разведывательно-дозорной машиной». Первоначально конструкторы попытались просто сделать плавающую модификацию легкого бронетранспортера БТР-40, которым были вооружены разведывательные батальоны соединений Советской Армии. Но в ходе работ стало очевидно, что ограничиться простой модификацией уже существующего изделия не удастся, поэтому была разработана совершенно новая конструкция.

Вес машины составил 5,6 т, вооружение — пулемет калибра 7,62 мм, экипаж — пять человек: командир, водитель и три разведчика. Для обеспечения плавучести БРДМ получила водонепроницаемый корпус, а для движения и маневрирования на плаву — водометный движитель (кстати, БРДМ стала первой советской колесной плавающей машиной, оснащенной не винтовым, а водометным движителем). Для обеспечения высокой проходимости была принята колесная формула 4х4 (со всеми четырьмя ведущими колесами, широкопрофильными покрышками и системой центрального регулирования давления воздуха). Дополнительно посредине корпуса на специальных рычагах установили четыре вспомогательных колеса с приводом от трансмиссии (кстати, их позаимствовали от самолета), которые опускались и поднимались с помощью авиационного гидропривода. Эти дополнительные колеса дали БРДМ возможность преодолевать окопы и траншеи шириной до 1,2 м.

Первый опытный образец БРДМ был изготовлен в феврале 1956 года. А в конце следующего, 1957 года, Горьковским автозаводом уже была выпущена первая опытная серия БРДМ, эти машины имели открытую сверху рубку. В 1958 году БРДМ официально приняли на вооружение Советской Армии и запустили в серийное производство, продолжавшееся до 1966 года. Машины, выпускавшиеся с 1958 года, получили бронированную крышу, в которой имелось два посадочных люка.

Всего между 1958 и 1966 годами было построено около 10 тыс. БРДМ всех модификаций. Эти машины активно эксплуатировались не только Советской Армией, около 1,5 тыс. машин было поставлено за границу, в первую очередь в страны-участницы Варшавского Договора. В армии Германской Демократической Республики они даже получили новое обозначение — SPW-40P.
Интересна история трансформации названия этой машины. Первоначально разрабатывавшаяся под заводским обозначением БТР-40П (плавающий), после принятия на вооружение она получила наименование БРДМ, которое позднее, после появления БРДМ-2, было неофициально изменено на БРДМ-1. Тем не менее в официальных документах машина продолжала именоваться без всяких суффиксов — БРДМ.

Несмотря на свой лаконичный внешний вид — ни тебе здоровенной пушки, ни внушительной башни, ни разных навесных гранатометов и т.п., мне всегда нравилась БРДМ. Поэтому в свое время была сразу же приобретена одна из первых отливок модели этой машины в масштабе 1:35, разработки украинской фирмы «Arsenal». Позже эта модель перешла к фирме «Восточный экспресс», а затем к «Звезде». Литники с деталями произвели довольно приятное впечатление, во всяком случае, детали из светло-серого пластика не были залиты облоем или усеяны огромными кавернами недоливов, хотя без утяжин все же не обошлось, особенно неприятными и трудными для устранения они оказались между ребрами жесткости на крышках колесных редукторов. Детали стыкуются между собой неплохо, не требуя трудоемкой подгонки. По размерам модель хорошо соответствует 35-му масштабу, погрешность основных габаритных размеров корпуса (высота, длина, ширина) лежит в пределах 1 мм.

Поскольку внешне БРДМ выглядит довольно просто, можно даже сказать примитивно, то появилось желание сделать и показать интерьер машины. Благо, что производитель дал в наборе кое-какие детали интерьера (сиденья, приборную доску, рулевое колесо и т.д.) и очень удачно почленил модель: окончательную сборку корпуса можно произвести, состыковав его верхнюю и нижнюю (ванну) половинки, а это дает возможность спокойно работать с деталями интерьера расположенными как на полу кабины (в ванне корпуса), так и на внутренних стенках рубки (верхняя часть). К тому же все крышки люков боевой рубки даны отдельными деталями, и через широкие просветы хорошо просматривается внутренность машины. Исходя из этого было принято решение делать все люки рабочими — открывающимися на петлях и по возможности максимально подробно воспроизвести интерьер.

Поэтому сборка модели началась несколько нетрадиционно — не с шасси, как это обычно делается, а с интерьера. Его воспроизведение несколько осложнялось тем, что на момент начала работы еще не имелось достаточно полных материалов по этому самому интерьеру. Однако, решив, что главное ввязаться в бой, а там дело пойдет, приступил к работе.

Основой для интерьера модели служит крупная деталь (дет. №1а), представляющая собой полик кабины с отлитыми прямо на нем подушками сидений (два отдельных сиденья спереди и сплошное трехместное сиденье сзади). К ним согласно инструкции клеятся спинки — две отдельные к передним сиденьям и одна общая большая — к задним. Сидения снабжены застежками фастекс. Изучение фотографий и чертежей показало, что все это не совсем соответствует действительности, то ли производитель не был знаком с конструкцией и расположением сидений в БРДМ, то ли просто попытался упростить себе жизнь. Скорее второе, так как подобные упрощения встречаются на модели еще в нескольких местах. Итак, хотя в БРДМ и имелось три «сидячих» места в задней части рубки, но это был отнюдь не трехместный диван, показанный в наборе. В действительности, позади сиденья водителя находилось только одно традиционное сиденье с откидной спинкой (справа от него оставался свободный проход к люкам в кормовой части рубки), а два других сиденья являлись, по сути, обычными стегаными кожаными матами, прикрепленными к полу (подушка сиденья) и нишам дополнительных опускаемых колес (спинка сиденья) у правого и левого бортов. Поэтому пришлось срезать задний «диван». Желательно делать это аккуратно, чтобы не повредить рельеф, отлитый на полу кабины. Для всех сидений были изготовлены новые спинки (старые были уж очень дистрофичные) — их «мягкая» часть (подушки) была вырезана из склеенного в несколько слоев пластика, а обод-ручка изготовлен из согнутой медной проволоки соответствующего диаметра. Сзади на спинках сидений командира и водителя крепились брезентовые мешки-карманы с застегивающимся на ремешок клапаном. Для их изготовления была сделана соответствующая выкройка, и по ней, из плотной бумаги, были вырезаны, согнуты и склеены ПВА маленькие мешочки, которые затем прикреплены к задней части спинок цианакриловым клеем. Кроме того, нужно немного сдвинуть вперед сиденья водителя и командира, а также скруглить острые ребра выступающих в «салон» ниш дополнительных колес. Их производитель изготовил цилиндрическими (в виде половинок цилиндра), хотя в реальности они были скругленными, представляя собой скорее четвертушки сферы. Полностью исправить это, не изготавливая новых ниш, невозможно, так как при стачивании материал детали прорежется до дыр, но хотя бы немного закруглить острые углы просто необходимо.

В передней части кабины монтируется деталь, на которой изображены контрольно-измерительные приборы водителя и передняя панель радиостанции. К сожалению, расположение приборов на этой детали имеет мало общего с реальностью, а панель радиостанции вообще из области фантастики. Поэтому щиток был изготовлен заново, из двух склеенных между собой листов пластика. В одном (лицевом) листе в соответствующих местах были прорезаны круглые отверстия под шкалы приборов. Сами шкалы были размечены иглой на втором (заднем) листе, предварительно окрашенном в черный цвет. Так как сам пластик был выбран белого цвета, то в результате получились черные шкалы с белой разметкой. Затем листы были склеены вместе, и в отверстия верхнего листа залит прозрачный состав — Clear Fix. В результате на щитке получились углубленные шкалы приборов, покрытые «стеклом». Использованная методика довольно трудоемка и не всегда позволяет получить хорошие результаты — для разметки шкал требуется твердая рука. Существует и более «продвинутая» методика производства приборных шкал правда для ее применения необходимо иметь в своем распоряжении лазерный принтер. Для начала, пользуясь одной из многочисленных компьютерных графических программ, нужно нарисовать шкалы требуемых приборов, а затем напечатать их масштабное изображение на специальной прозрачной пленке для лазерных принтеров. После этого остается только вырезать нужный кусочек пленки и подклеить ее изнутри к приборному щитку, в котором предварительно вырезаны соответствующие отверстия. Можно даже не заливать в отверстия Clear Fix, так как пленка сама достаточно блестящая.

Итак, сиденья, щиток приборов, рулевое колесо, рукоятки коробки передач (все, что дано в наборе) уже приведено в порядок, однако этого очень мало. Внутренность рубки хорошо просматривается через широкие открытые люки, и работу по воспроизведению интерьера необходимо продолжать. Поэтому из раскроенного пластика, проволоки и различных деталей, оставшихся от старых моделей, были самостоятельно изготовлены недостающие детали интерьера. Для имитации блока шинных кранов (расположен на борту рубки, слева от места водителя) использовались хвостовые части с оперением от ракетных снарядов модели самолета в масштабе 1:72, которые похожи на кран с маховиком. Электромотор привода стеклоочистителей передних окон (расположен правее щитка приборов, под перегородкой между смотровыми люками) выточен из отрезка литника. Передняя панель радиостанции Р-123 (расположена под смотровым люком командира) делалась из нескольких слоев пластика, по технологии аналогичной описанной для изготовления приборной доски, так же как и прибор радиационной разведки ДП-3Б, расположенный правее радиостанции. Были изготовлены заслонки смотровых щелей и ограждения амбразур для стрельбы из личного оружия с рукоятками открывания их заслонок (они приклеены изнутри на правый и левый борта рубки — дет. 2а и 3а). Предварительно с внутренней поверхности детали № 2а были срезаны имеющиеся здесь выступы, которые производитель сделал, вероятно, по технологическим соображениям (чтобы избежать возникновения утяжин) и прорезаны смотровые щели, которые были намечены на модели только расшивкой. Кроме того, были изготовлены и установлены в кабину — ручная помпа для откачки воды из корпуса (на правом борту над нишами дополнительных колес), аптечка, поручни (на нишах дополнительных колес), педали управления.

Броневые крышки передних смотровых люков можно установить как в открытом, так и в закрытом положениях. Было выбрано открытое, но при этом пришлось изготовить и установить на место стекла смотровых люков — о них производитель просто позабыл. Изготовленные заново стекла представляли собой вырезанные по размеру смотрового люка кусочки прозрачной пленки, приклеенные на свое место с помощью Clear Fix. Стеклоблоки в броневых крышках люков имитировались самоклеящейся пленкой, которая используется для тонирования автомобильных стекол.
Чтобы сделать открывающимися створки задних дверей рубки в их петлях были просверлены сквозные отверстия диаметром 0,3 мм и туда продета проволочка, чуть меньшего диаметра (чтобы она могла свободно вращаться в отверстии). Затем концы проволочки были загнуты под углом 90 градусов. После того как створки люка были установлены на место, торчащие концы проволочки были уложены в вырезанные на корпусе (вокруг ответных частей петель) канавки и закреплены цианакриловым клеем. После высыхания клея эти места были выровнены и прошлифованы. В результате этого задние двери получили возможность свободно вращаться вокруг надежно закрепленной в корпусе, практически не заметной П-образной проволочной скобы.
Перед тем как приклеивать на свое место верхнюю часть корпуса, нужно еще изготовить и установить перегородку между кабиной и моторным отделением. Это необходимо, дело в том, что в крыше капота производитель сделал отверстия открытых жалюзи системы охлаждения и через них под определенным углом просматривается внутренность рубки, а этого быть не должно. Кроме того, чтобы через одни проемы жалюзи не были видны другие, под ними нужно приклеить перегородки. Такие перегородки были вырезаны из листового пластика и приклеены на соответствующие места цианакриловым клеем. В принципе, была мысль установить под капот и двигатель, взяв его с какой-нибудь другой модели, но чтобы он был виден, пришлось бы вырезать проем надмоторного люка в дет. 2а, что довольно хлопотно. К тому же отсутствовала информация как о размещении и креплении самого двигателя, так и о различных дополнительных агрегатах, которые его окружали. Поэтому от «моторизации» БРДМ пришлось отказаться.

После всех этих шагов уже можно окончательно собирать корпус — приклеивать к нижней ванне его верхнюю часть. На этом этапе требуется большая аккуратность, так как кромки, по которым сопрягаются эти детали, довольно тонкие, а их края образуют грани корпуса, хорошо видимые со всех сторон, поэтому щели или неровная стыковка здесь недопустимы.
Ходовая часть в модели имеется — даны детали мостов, карданы и рессоры основных колес, а также узел дополнительных опускаемых колес. Покрышки основных колес выполнены из резиноподобного пластика. По периметру покрышек в месте стыковки половинок форм имеется облой. Его необходимо удалить, но сделать это не так-то просто — напильником он снимается плохо (только гнется), а, срезая его лезвием, можно повредить протектор. Выход есть — нужно подержать покрышки несколько часов в морозильнике, чтобы резина затвердела. После этого облой нормально снимается надфилем. Все основные колеса можно сделать вращающимися (правда, чтобы этого добиться, нужно очень аккуратно смонтировать детали колесных редукторов, не залив их в процессе клеем), а передние еще и поворачивающимися.

Наиболее интересен блок дополнительных выдвижных колес. Кроме самих колес сюда входят их опорные кронштейны (дет. 12в и 39в) и детали цепного привода (дет.27в и 28в). Если диски колес не приклеивать, а просто насадить на оси кронштейнов, что позволит им вращаться, а сами кронштейны и детали цепного привода также собирать без клея, используя только имеющиеся на них посадочные штырьки, то можно получить подвижный блок дополнительных колес, который можно по желанию выдвигать и задвигать внутрь. От бокового смещения эту конструкцию будут удерживать стенки колесных ниш. Внимание! Так как при этом на основание блока колес (дет. 38в) действуют довольно ощутимые нагрузки, то его нужно очень надежно вклеить в корпус. Впереди и позади ниш дополнительных колес, в нижней части днища корпуса, нужно добавить трубы-усилители, которые подкрепляют края фальшбортов. Их в модели вообще нет, но на фотографиях реальных машин они хорошо просматриваются через ниши основных колес.

Днище корпуса упрощено. Здесь не сделаны имеющиеся на реальной машине различные выштамповки, лючки и пробки (к сожалению, на момент постройки модели информация об их расположении отсутствовала, поэтому днище было оставлено как есть). Производитель, правда, отобразил на днище решетку входного отверстия водометного движителя, но она сделана слишком мелкой. В выходном канале водометного движителя (дет. 6а) монтируются рабочее колесо — винт (дет.49в) и водяные рули (дет. 54в). Однако водяные рули никак не хотели становиться на свое место, оказалось, что их высота существенно больше проема канала. Пришлось их безжалостно обрезать.

На реальной машине крышки верхних десантных люков крепятся петлями к торсионам, закрепленным на крыше. Использование торсионов облегчает открывание-закрывание довольно крупных, а значит, и тяжелых крышек. Чтобы сделать эти крышки подвижными, с них для начала были срезаны отлитые здесь петли. Затем из алюминиевой фольги были нарезаны четыре полоски (по числу петель), ширина которых соответствовала срезанным с крышек петлям. Один конец этих полосок был приклеен цианакриловым клеем к крышкам в местах, где ранее находились литые петли. Пластиковые торсионы (дет. 53в) были заменены металлической проволокой соответствующего диаметра. Затем крышки были установлены на свои места, и свободный конец полосок фольги обернут вокруг торсионов и приклеен к крышке поверх уже закрепленного конца. Таким образом, образовалась петля, благодаря которой крышки люков могут свободно вращаться вокруг торсионов. На внутреннюю сторону крышек были приклеены изготовленные самостоятельно из свинцовой фольги ручки и защелки замков. Перед водителем на крыше корпуса имеется крышка люка для установки прибора ночного видения ТВНО, но на модели в этом месте сделан просто какой-то невыразительный прилив пластика. Пришлось изготовить и установить эту крышку самому.
Все пластиковые поручни на модели заменены изготовленными из металлической проволоки (на надмоторной крышке, на бортах рубки и в задней части крыши корпуса), а плоские ручки (на вертикальном кормовом листе) — выгнутыми из полосок металлической фольги. На капоте срезаны мелкие выступы, которые изображали петли для крепления утеплительных ковриков. И на их место установлены скобы (20 штук), выгнутые из проволочки диаметром 0,3 мм. При этом пришлось просверлить 40 соответствующих отверстий. Скобы и поручни крепились цианакриловым клеем.

Подверглись доработкам фары. В их светомаскировочных насадках (дет. 2в) вообще не было прорезей, через которые и должен проникать свет фар. Поэтому маленькой стамеской в насадках была сделана П-образная выборка, к которой снизу приклеена тонкая пластиковая пластинка — в результате получилась искомая щель. Две другие фары должны иметь инфракрасные фильтры (затемненные стекла). Можно было бы просто покрасить в черный цвет штатную деталь (№ 16в), а затем залить ее Clear Fix, но при этом существует опасность того, что поверхность высохшего Clear Fix окажется не слишком гладкой. Поэтому инфракрасные фильтры были выполнены по другой технологии — кружки, вырезанные из тонкой прозрачной пленки, были изнутри окрашены блестящей черной краской и приклеены к корпусу фар. Фара-прожектор была взята из набора фар фирмы Elf. Это прекрасное изделие с зеркальным рефлектором, рифленым стеклом и даже лампочкой из прозрачного пластика. К установленной на кронштейне фаре-прожектору была подведена электропроводка — медная проволочка.

Звуковой сигнал, лом, лопата и багор сделаны в наборе довольно хорошо, и они были установлены на корпус без доработок. Только для их крепления были изготовлены скобы из лент металлической фольги. В наборе модели имеются серьги буксирного троса, но сам трос производитель не дает. В данном случае трос был изготовлен из тонкого витого шнурка, промазанного модельным клеем (чтобы его волокна не топорщились, и он держал приданную форму). Затем трос был уложен на правом борту (один конец троса зацеплен за передний буксирный крюк), где для его крепления были установлены металлические крючки. Хотя в наборе дается целых три ввода радиоантенны, но все они никуда не годятся. Поэтому данная деталь была заменена вводом, позаимствованным из модели Т-55 фирмы Скиф. В настоящее время можно приобрести точеные металлические вводы антенн производства фирмы Model point.

Катушка кабельстана (крепится сзади на левом борту надстройки) сделана очень неплохо, но производитель предлагает наклеить на нее две половинки «бублика» (дет. 42в), которые должны изображать закрытый чехлом моток троса. Меня это не устраивало, поэтому был взят отрезок мелкожильного провода, и он намотан на катушку. С другой стороны к нему приклеена серьга. В носовой и кормовой части корпуса имеются направляющие устройства для троса кабельстана. В наборе это детали 31в, но в них еще нужно установить ролики, отсутствующие в наборе. Ролики легко изготавливаются из отрезков тонкого литника. Для проводки троса кабельстана на крыше корпуса с левой стороны должны стоять еще три ролика (более крупных). Их в наборе нет вообще. Эти ролики были изготовлены из кружочков, высеченных заточенной металлической трубкой соответствующего диаметра из листового пластика, а их кронштейны — из согнутых в виде буквы «Г» отрезков металлической фольги.

Крупный недостаток набора — это отсутствие пулемета. БРДМ вооружалась пулеметом СГМБ, который мог крепиться на трех кронштейнах вертлюга (лобовом и двух бортовых). Похожий пулемет СГ-43 (на колесном станке) имеется в наборе «Советская штурмовая группа» №3509 фирмы Звезда. Данный набор и стал донором пулемета для модели. В последнее время в продаже появился прекрасный пулемет СГ-43 производства фирмы Танк, он тем более интересен, так как комплектуется станком, наплечником, патронной коробкой, мешком для стреляных гильз.

Окраска

Для модели был выбран вариант окраски обычной машины Советской Армии периода 60-х годов, полностью окрашенной в зеленый цвет (разноцветные пятна камуфляжа тогда еще не вошли в моду). Реальный оттенок зеленой краски, которой окрашивалась советская бронетехника — это вопрос весьма и весьма дискуссионный. Здесь я доверился фирме АКАН, в палитре которой имеется цвет № 317 — «зеленый современная бронетехника» (утверждается, что оттенок соответствует реальным выкраскам).
Окраска модели производилась отдельными блоками — интерьер, ходовая часть, ванна корпуса, корпус в сборе, колеса и пулемет, так как окрасить полностью собранную модель практически невозможно, и уж во всяком случае, чрезвычайно хлопотно.

В первую очередь окрашивался интерьер машины, позже до него не доберешься, а во время окраски внешних поверхностей он легко защищается простым закрытием люков. Окраска интерьера не сложна, но довольно трудоемка, из-за большого количества имеющихся здесь деталей и используемых для них цветов. Пол кабины окрашивался в зеленый базовый цвет, а затем тонировался жидкой смесью красок хаки, коричневой и зеленой, чтобы передать его загрязнение. Стенки и крыша кабины окрашивались в белый цвет, внутренние стороны десантных люков — в базовый зеленый. Все устанавливаемые в кабину детали (сиденья, щиток приборов и т.д.) были предварительно окрашены. Подушки сидений красились в черный цвет, а затем тонировались серым (чтобы передать потертости), металлические рамы сидений красились зелено-коричневым, сумки на спинках — под цвет брезента. Ящик аптечки окрашивался в белый цвет, а затем на него был переведен красный крест, взятый из какой-то старой авиационной декали. Блок шинных кранов и щиток приборов водителя — смесь серо-голубых красок (вообще-то они окрашивались молотковой эмалью серого цвета, но в палитре модельных красок нет соответствующего цвета, и его приходится подбирать самому). Панель радиостанции — светло-серая. Различные провода — черные и Gun Metal (имеющие металлическую оплетку-экран).

Отдельно окрашивались детали ходовой части. Перед установкой на модель были полностью окрашены блоки дополнительных колес — кронштейны в зеленый базовый цвет, цепная передача — Gun Metal, покрышки колес — черный. Мосты, карданы и рессоры — в черный цвет.

Корпус в сборе был окрашен из аэрографа краской АКАН № 317 — «зеленый современная бронетехника». Десантные люки были закрыты, чтобы случайно не заляпать внутренности машины, стекла передних смотровых люков защищены масками из клея БФ. Ходовая часть прикрыта бумажными масками (на тот момент днище корпуса уже было окрашено в зеленый цвет).
Итак, модель полностью окрашена, но, к сожалению, это только меньшая и далеко не самая трудоемкая часть работы. В таком виде модель смотрится слишком «плоской».
Поэтому следующим шагом стало «старение» модели, т.е. нанесение на нее следов эксплуатации. Для «старения» использовались методы смывки и «сухой кисти». Смывка проводилась сильно разведенной черной художественной краской (сажа газовая), этот раствор запускался во все углубления на поверхности модели, по мере подсыхания раствора его излишки удалялись ватным тампоном. Грани модели были слегка протерты графитовым порошком (грифель обыкновенного карандаша), так чтобы он только угадывался — поблескивая под определенным углом. Самая грязная часть машины — днище и ходовая часть. Для создания эффекта загрязненности она была протерта кистью смесью порошков сухих пастелей желто-коричневых цветов, здесь же были добавлены дополнительные загрязнения, царапины, потеки масла и т.д. (использовались масляные краски).

Изначально темно-серые покрышки колес были обработаны смывкой Dark Earth (№29 Hambrol), которая залила углубления, а затем — смесью сухих пастелей.
На модели использовался минимум декали, только бортовой номер и тактический значок. Белый номер был подобран из старых декалей фирмы Kanga (начертание его цифр понравилось больше всего). Цифры вырезались так, чтобы вокруг них оставалось минимум лаковой подложки. После того как номер был переведен на модель, он был протерт ваткой, смоченной в бензине, чтобы «приварить» его к краске и окончательно удалить лак.

Ответить

7 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.