Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Рукотворные НЛО...

Номер журнала: 



Сперва автор хотел было назвать рубрику «Рукотворные НЛО» — но раздумал. В таком названии, безусловно, заключен некий оксюморон: очень трудно представить объект, который был бы одновременно и рукотворным, и неизвестным. Так что сразу уточним — речь идет о летательных аппаратах, при конструировании которых использована (в той или иной мере) схема, условно выражаясь, классического НЛО: «летающей тарелки». То есть о воздушных машинах с круглым (хотя бы в общем приближении) крылом.

Эта, безусловно, крайне нетрадиционная схема все-таки применялась в авиации заметно чаще, чем принято считать. Поэтому, чтобы не растекаться мыслию по элеронам, ограничимся лишь теми машинами, которые не остались на уровне замысла, но были воплощены «в железе» (применительно к первому этапу самолетостроения — скорее в дереве, полотне и т. п.). Правда, далеко не всем из них удалось подняться в воздух. Впрочем, многие конструкции весьма загадочны, история их постройки и летных испытаний тоже бывает скрыта мраком тайны — так что иногда в самом деле уместно говорить о «неопознанных» объектах. Часть из них даже могла быть летающими.

Любопытно, что «тарелочная схема» характерна для самого первого аппарата, о котором вообще можно говорить как о полностью построенной и даже доведенной до испытаний летательной машине. Это «Aerial Steamer» («Воздушный пароход») Томаса Моя. Мой, английский инженер и патентовед, аэронавтикой начал заниматься еще в 1865 г., однако аппарат тяжелее воздуха соорудил лишь десять лет спустя*. Плоскость крыла «Воздушного парохода» представляла собой круглую «тарелку», разрезанную пополам и разнесенную по уровням, так что задняя половина уступом возвышалась над передней — а между ними располагались шестилопастные винты диаметром 2 ярда. Рулевое оперение тоже было выполнено в виде плоскости тарелочной формы.

Иногда «Aerial Steamer» проходит как бы по ведомству беспилотных моделей. Действительно, во время открытых испытаний 1875 г., проводившихся перед Хрустальным дворцом в Лондоне, его запускали без пилота, в привязном варианте на круговом треке. Но даже этот вариант был снабжен чем-то вроде «сиденья для мальчика» (на подъем взрослого мужчины надежды не было) — которое, правда, пустовало. Однако существуют сведения о том, что в Лондоне демонстрировался не первый, а второй вариант Steamer’а, более легкий и вообще уменьшенный: 54 кг против первоначальных 100. Причем первый Steamer тоже якобы был опробован, хотя и с неизвестным результатом (трудно усомниться: окажись те испытания успешными — результат непременно стал бы известен!). Между тем во всех указаниях ТТХ двигателя (парового, но очень легкого и компактного!) фигурируют одни и те же параметры: мощность 3 л. с., горючее — спирт… Значит ли это, что на обоих моделях использовался один и тот же двигатель? Или данных о первом моторе не сохранилось?

Ответить

3 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.