Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Грезы о сухопутных линкорах и лайнерах

Номер журнала: 



Во второй половине 1920-х гг. в печати широко освещались проекты, связанные с постройкой сверхгигантских машин типа «наземный корабль». Не все из них, правда, были чисто сухопутными, предполагались и амфибийные варианты. Страны-разработчики указываются самые разные: Германия, Великобритания, США (точнее, в тогдашней терминологии — САСШ: «Североамериканские Соединенные Штаты»), Франция… Назначение — тоже очень различное: от мирных грузоперевозок и пассажирских рейсов до, само собой, военных рейдов.

Как известно, ни одна из подобных машин даже не была начата «в металле», да и вообще трудно представить, чтобы тогдашние (а хоть бы и нынешние!) технологии позволили воплотить их на практике. Столь же трудно сказать сейчас, что породило ту информационную волну. Беспочвенное, при всей своей заразительности, фантазирование, раз за разом подхватываемое падкой на сенсации журналистской братией? Отголоски достаточно серьезных конструкторских планов, которые
впоследствии решили попридержать, осознав, насколько они трудноосуществимы? Намеренная дезинформация потенциального противника (какого именно? Да всех!)? Политическая пропаганда: подчеркивание своей экономической, изобретательской и военной мощи — или, если речь шла о «не своих» проектах, раздувание страстей вокруг вражеской угрозы?

Надо полагать, всего понемногу.
И все-таки интересно: какова тут доля второго пункта — т. е. серьезных, хотя и не доведенных до конца разработок (конечно, сделаем скидку на то, что любителями сенсаций они в любом случае искажены и преувеличены)?

Возможно, именно о них сообщал журнал «Вокруг света», 1929 г., № 32:


«ПАРОХОДЫ ПУСТЫНИ



Растущая конкуренция и поиски новых рынков заставляют крупные капиталистические предприятия ввозить свои товары в такие страны, где не только никогда не видели поезда или автомобиля, но где и простая телега — большая редкость. Вот почему вопрос о продвижении товаров на самые отдаленные и малодоступные рынки с каждым днем приобретает все большее значение.

Основным условием расширения торговли является установление регулярных сообщений. Но при существующих средствах передвижения оно не всегда и не везде возможно.

Колоссальные затраты — одно из важнейших препятствий. Например, в современной Африке длина сети железных дорог равняется 55000 км, но ее нужно было бы увеличить по крайней мере в 6 раз. При этом одна прокладка железнодорожных путей обойдется не дешевле 35 миллиардов золотых марок.

Современные самолеты не могут быть применены для грузового транспорта вследствие их малой грузоподъемности и дороговизны фрахта.

Сейчас в Германии проектируется «пароход пустыни», который сможет передвигаться не только по искусственно созданным дорогам, но и по всяким дорогам вообще.

На «пароходе» будут установлены два дизеля, ка ждый в 420 лошадиных сил, скорость хода — 20 км/ч, радиус движения — 10 000 км.

Ответить

1 + 18 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.