Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

«ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА»

Номер журнала: 



Наверняка многие читатели помнят старую добрую многотомную «Библиотеку современной фантастики», в своё время жутко дефицитную. Ещё аж в 1971 году в 21-м томе этой самой «Библиотеки» был опубликован рассказ-триллер (впрочем, тогда рядовые читатели и слов-то таких не знали: том вышел под заглавием «Антология сказочной фантастики»!) Жана Рея под весьма красноречивым названием «Рука Гёца фон Берлихингена». В нём повествовалось о некоем Франсе Квансьюисе, одержимом идеей поиска «механической руки», сиречь протеза означенного фон Берлихингена, которая будто бы обладала некоей фантастической, дьявольской силой, позволяющей ей «жить» самостоятельной жизнью. Якобы Гёц фон Берлихинген утерял эту самую руку во Фландрии, в городе Генте, и Квансьюис горел желанием найти её во что бы то ни стало. И нашёл-таки... но лучше бы он этого не делал! «Рука» тотчас вырвалась на свободу и принялась убивать всех, кто попадался ей на дороге.

Честно говоря, у скромного автора этих строк (да простят меня многоуважаемые писатели-фантасты и их не менее уважаемые поклонники!) сложилось впечатление, что Жан Рей элементарно гнался за дешёвой сенсацией. Будь его читателям ведомо истинное положение дел, никакого «триллера» и не было бы. Ход его рассуждений был предельно прост: среднестатистическому обывателю и в голову не придёт, что во времена «мрачного средневековья», о котором тот и понятия не имеет, смогли бы изготовить такую сложную конструкцию, как подвижный протез руки. Разве что крюк на деревяшке, как у всем известного персонажа из «Питера Пэна».

Кажется, именно этот рассказ (написанный вообще-то двадцатью годами раньше) твердо прописал «железную руку» на территории фантастики. С тех пор таинственные средневековые протезы фигурируют там регулярно. Например, подобная рука появляется в научно-фантастическом романе Булычева «Похищение чародея» — причем описана она безо всякой мистики, очень грамотно (как-никак писатель Кир Булычев «по совместительству» являлся и историком Игорем Можейко!), но все-таки за ее создателем начинают охотиться фанатичные невежественные монахи, уверенные, что лишь с дьявольской помощью можно конструировать такие вещи. Сравнительно недавно сходную тему затронули и Олди, причем если в романе «Путь меча» дело происходит в неевропейском фэнтезийном мире, то одна из «Песен Петера Сьлядека» возвращает нас именно к истории Гёца, точнее — его опять-таки фэнтезийного «двойника» из параллельного мира.

Литературные достоинства этих романов (и Булычева, и Олди) на несколько порядков превышают достижения Жана Рея, к фактажу тоже претензий нет — особенно когда речь заходит о реалиях фэнтезийного мира. Так что основной упрек, который можно адресовать французскому любителю ретро-сенсаций, — это не «офантастичивание» темы, а ее мифологизация.

Слов нет, в этом французу «помогли» еще и наши идеологи — равно далекие и от науки, и от подлинной фантастики. Но важен результат: до сих пор многие твёрдо уверены, что Гёц фон Берлихинген (более чем реальная историческая личность) состоял в сговоре с дьяволом. Как иначе, без помощи Сатаны, мог бы он заполучить подвижную искусственную руку! Ибо, как всем известно, средневековье было темным, всюду царило мракобесие и невежество, ужасная инквизиция только и делала, что гнала толпы невинных еретиков на костёр — где уж тут механикой заниматься...

Однако не будем увлекаться лирикой. Давайте попробуем разобраться с этой самой «механической рукой». Таким ли уж непостижимо сверхъестественным «чудом техники» она была?

Для начала вспомним, с чего же всё началось. А дело было так:

Ответить

5 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.