Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

РУКОТВОРНЫЕ НЛО... Самолетная схема: меж двумя войнами

Номер журнала: 



Наибольший интерес к летательным аппаратам, полностью или частично выполненными по «тарелочной» схеме, падает на 1920—1930-е гг. Это понятно: авиация уже набрала достаточный опыт и «запас прочности», позволяющий осуществлять более смелые эксперименты, чем на заре полетов, — и вместе с тем еще продолжала поиск оптимальных конструкций. Кроме того, конструкторы уже (и еще!) не были ограничены жесткой установкой на скорость.

Как раз эти два рубежа, особенно скоростной, и стали причиной того, что поколение самых первых, еще довоенных (в смысле — сконструированных до I мировой войны!) «тарелок» фактически не имело прямых наследников. Все они остались в прошлом: хорошо изученная серия британских машин Ли и Ричардса, неплохо летавших, но все-таки тихоходных; достаточно загадочные бипланы «SAFETY» (Великобритания, 1910, о конструкторе данных нет) и «Flieger» (Германия, 1912, конструктор — некий Хут), о которых практически ничего не известно*, не менее странный немецкий триплан с почти кольцеобразным верхним крылом... Впрочем, по меньшей мере одна из «тарелок», опробованных до I мировой, стала родоночальницей серии, которая достаточно скромно развивалась в межвоенные десятилетия, а вот незадолго до II мировой претерпела короткий, но бурный расцвет — и лишь чуть-чуть не успела успешно повоевать. Речь идет о «тарелкообразном» самолете, во все том же 1912 г. проходившем испытания на знаменитом в ту пору чикагском аэродроме «Cicero Field». Эта машина (летчик и мотор располагались в центре, внутри крыла), как ни странно, сумела взлететь и даже описала над аэродромом несколько кругов. Полет все-таки был достаточно неуверенным — но убедил конструктора в том, что ему следует разрабатывать именно эту нишу. А конструктором был не кто иной, как молодой Шэнс Воут (Chance Vought), основатель одноименной компании «Vought». Той самой, которая проявляла умеренный, но постоянный интерес к конструкциям типа «летающий блин», а во второй половине 30-х заинтересовалась разработками Чарльза Х. Циммермана, на базе которых в
1942—1948 гг. были созданы самолеты V-173 и XF-5 U-1 — пожалуй, лучшие из «летающих блинов» за всю историю авиации. Последний из них имел очень хороший потенциал в качестве палубного истребителя — и лишь по вине заказчика (ВМС США) был завершен не за год до окончания войны, а лишь три года после. Зато он, возможно, принял косвенное участие в истории знаменитого «Росуэлльского инцидента», после которого тема пришельцев навсегда оккупировала газетные страницы...

Но это уж слишком отдельный вопрос. Мы, конечно, вернемся к нему — однако уже в рамках одной из следующих статей. Той, где будет подробнее говориться о «рукотворных НЛО» военного времени — (включая вышеназванные V-173 и XF-5 U-1). А пока что предмет нашего рассмотрения — более ранняя эпоха.

Хотя в ряде случаев определить датировку тех или иных конструкций нелегко. Например, в книге «Unconventional Aircraft» (P. M. Bowers, 1984) приводится фотография крайне экзотической «тарелки», о которой автор, видный специалист фирмы «Боинг» и авторитетнейший историк авиации, сообщает: об этом аппарате известно лишь одно — он был построен в США после 1912 г. и скорее всего за некоторое время до завершения I мировой, но точно утверждать это нельзя. Разумеется, очень вряд ли анонимный конструктор предпочел не «светиться» потому, что боялся разгласить тайны пришельцев; гораздо более вероятно, что он попросту хотел избежать позора. Ведь его детище явно летало куда хуже, чем суповая тарелка...

Ответить

9 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.