Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

РУКОТВОРНЫЕ НЛО... Самолетная схема. Российские рубежи. Начало

Номер журнала: 



История «летающих тарелок» в России может быть отнесена к еще дореволюционной эпохе. Впрочем, ни один из «тарелочных» самолетов той поры, насколько известно, так и не оторвался от земли.

Наиболее интересные из них  — «сферопланы» А. Г. Уфимцева. Собственно, это один и тот же аппарат, в 1909—1910 гг. прошедший цикл модернизаций и перестроек, в результате чего, например, площадь крыла у него увеличилась вдвое. Были и другие изменения. Вообще, «Сфероплан» содержал ряд смелых для своего времени новаторских идей  — так что, может быть, как раз с круглым крылом Уфимцеву и не следовало бы экспериментировать: при более традиционной форме его самолет практически наверняка бы не только полетел, но и привлек внимание других авиаконструкторов, оказал влияние на их грядущие разработки. А так  — даже финальный вариант «Сфероплана», подготовленный к полету летом 1910 г., все же стартовал неудачно. Он был вполне достоин того, чтобы подняться в воздух (другое дело  — насколько хорошо бы летал!), его конструкция поддавалась улучшению, нужно было внести лишь минимальные доработки  — но… Самолет, стоявший на открытой площадке, был разрушен внезапным порывом ветра ураганной силы. Это, видимо, оказалось последней каплей: восстанавливать его Уфимцев уже не стал.

Любопытно, что последняя версия «Сфероплана» оказалась словно бы зеркальной копией английского самолета Ли и Ричардса (см. «Очевидное и невероятное» № 1). В британской конструкции летчик располагался над крылом, в российской  — под; «тарелка» Ли и Ричардса при первом старте норовила заваливаться назад, а «сфера» Уфимцева  — вперед; англичане, выяснив базовые недостатки своей модели, успели их ликвидировать, а Уфимцеву на это не было отпущено времени…

Еще один примечательный самолет в тех же 1909—1910 гг. был создан (точнее, почти создан) Л. В. Школиным. Назывался он «Русский моноплан» и представлял собой… тарелку не тарелку, но крайне необычную конструкцию, почти центросимметричную в плане. Причем, похоже, симметричность ее возрастала по мере того, как «Русский моноплан» продвигался от первоначального замысла к воплощенной в металле (бамбуке, тросах, полотне) машине. К сожалению, окончательно достроен он не был: на финальном, уже фактически предстартовом этапе «спонсор» (некий фабрикант Балин) вдруг прекратил финансирование  — и, можно сказать, «зажилил» в свою пользу почти готовую машину. Очень вероятно, что это и было его изначальной целью. Но если так  — то, даже «кинув» изобретателя, воспользоваться аппаратом без его помощи он не сумел. Иначе о полетах наверняка стало бы известно: ведь «Русский моноплан», повторим, напоминал скорее не летающую тарелку, а… летающий крест! Применительно к 1910-м годам появление в небе такого аппарата вызвало бы куда большую волну слухов, чем любой из «тарелочных» эпизодов эпохи пришельцебоязни.

Если же говорить о действительно летавших «самолетах-НЛО»  — то их создание приходится уже на двадцатые-тридцатые годы. Прежде всего оно связано с именем Бориса Ивановича Черановского.

На заре своей авиаконструкторской деятельности, т. е. фактически еще до завершения Гражданской войны, он увлекся идеей аппарата «тарелочного» в собственном смысле слова: круглого в плане. Но после первых опытов переключился на «параболоиды». Иногда они проходят как бы по ведомству истории планеризма, что едва ли правильно: Черановский действительно «обкатывал» большинство своих изобретений в планерном варианте, но лишь потому, что оснастить самолет мотором в ту пору было крайне сложно. Впоследствии практически все его «параболоиды» были снабжены моторами. Часть из них, правда, уклонилась от «параболы» к «треугольнику», и вообще эти машины создавались в рамках модных тогда экспериментов со схемой «летающее крыло». Но выглядели они крайне «неопознаваемо», особенно для глаза, привычного к традиционным самолетным контурам.

Многие из этих конструкций (за ними закрепилось общее название БИЧ. Наиболее известны БИЧ-7 и БИЧ-7а, БИЧ-11, БИЧ-14, БИЧ-20) успешно летали, эксперименты с ними явно имели большое будущее. Но их создатель так и не был пропущен в высшую лигу советских авиаконструкторов, в результате ему постоянно приходилось ставить на свои машины не те двигатели, под которые они были рассчитаны,  — а «то, что дают». Эффективность от этого, разумеется, снижалась.

Ответить

13 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.