Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

РАЗДАЧА ЛЕТАЮЩИХ СЛОНОВ

Номер журнала: 



Среди реальных проектов боевых машин немало таких, которым, казалось бы, самое место в фантастике. Особое место среди них занимают те, что были не просто «придуманы» (это не так уж сложно!), но и доведены до хотя бы какой-то стадии разработки. Уровень этих разработок, степень готовности во всех рассмотренных случаях оказывается разной  — от предварительных чертежей до воплощенного в металле прототипа или даже выпуска первых образцов, почти пошедших в серию. Важен хотя бы факт попытки: от замысла  — к воплощению…

Начать придется с одного из самых первых проектов: патентной заявки от 3.04.1857 на «конструкцию защищенной локомотивной батареи» британцев Дж. Коуэна и Дж. Свитлонга. Потому что это были не просто размышления на тему бронированного экипажа, а именно патентная заявка, причем составленная с толком: к ней прилагалось несколько набросков конструкции, в принципе выполнимой на технологическом уровне 1857 г. Проходимость и скорость этой машины, разумеется, оказались бы очень невысоки, да и броня могла защитить лишь от пуль или осколков (не всяких). Однако вспомним, что речь шла не о «танке» как таковом, а о батарее полевой артиллерии: более защищенной и подвижной, чем батареи на конной тяге, но в целом выполняющей сходные задачи.

На случай, если вражеские пехотинцы все-таки подступят к локомотивной батарее вплотную, ее броня была усеяна шипами. Любопытно, что попытку приспособить для этого боевые косы англичане забраковали еще в эпоху Крымской войны как «варварское оружие» (см. «Наука и техника» №3/2007), а вот против чисто оборонительных шипов таких возражений не возникло. Тем не менее, военное министерство проявило осторожность (в тех условиях, пожалуй, разумную)  — и заявка Коуэна и Свитлонга потонула в ворохе бумаг…

Есть и еще ряд проектов, о которых мы знаем скорее «из литературы» (причем отнюдь не научной!),  — однако именно литературные сведения заставляют предполагать, что речь идет о чем-то большем, чем просто «придумка». В некоторых случаях, правда, речь идет, похоже, о маскировке. Так, в самом начале ХХ века в немецких газетах появились бодрые сообщения о том, что военные специалисты разработали некую бронированную артиллерийскую машину на паровом ходу  — и сейчас кайзеровская комиссия оценивает ее пригодность для грядущих сражений. Приводилась и «зарисовка» этой машины: размерами больше любого паровоза, с броней, утыканной даже не шипами, а пиками, с торчащими из бойниц пушками, количество которых сделало бы честь иному крейсеру.

Хотя тон газетных сообщений заставляет полагать, что комиссии был предъявлен не один лишь этот рисунок, но еще хоть какие-то чертежи и описания,  — трудно поверить, что эксперты обсуждали данный проект всерьез: все-таки на кайзера работали не худшие специалисты. А вот на «отвлекающий маневр»  — для общественности, для потенциального противника  — это больше похоже…

Хотя на какое-то время даже и сами эксперты могли увлечься этой идеей более серьезно, чем она того стоила: в ту эпоху еще не были изжиты идеи гигантомании (см. «Очевидное и невероятное» №№ 1, 2). Англичане ведь, прежде чем перейти к «мэйнстриму» (компактным гусеничным проектам на базе трактора «Хольт»), достаточно долго всерьез работали над абсолютно фантастическим проектом Томаса Хетерингтона, колесный «танк» которого должен был представлять собой махину длиной 35 м, а шириной 25…

Р

Ответить

2 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.