Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

ТРАЕКТОРИЯ «КОВРА-САМОЛЕТА»

Номер журнала: 



Подзаголовок этой заметки в определенном смысле можно расценивать как шутку. Но лишь в определенном смысле. И то главным образом потому, что речь идет о событии, приуроченном к 1897—
1899 гг. Это заведомо раньше полетов братьев Райт и всех их потенциальных конкурентов (Уайтхеда, Максима, Ято, Лэнгли)  — но… все же после опытов К. Адера с летающими аппаратами-«авионами». И хотя состоявшиеся в 1890—1891 гг. полеты «Авиона-1» (он же «Эол») можно назвать разве что краткими и неуправляемыми отрывами от земли, да и документированы они слабовато  — все-таки, пожалуй, за Адером следует признать приоритет*. Тем более, что харьковский полет документирован не лучше.

(О пресловутом самолете Можайского говорить не станем. Это был бесспорно интересный для своего времени проект  — но он, вопреки последующим россказням, НЕ ЛЕТАЛ. Даже в режиме аварийного отрыва от земли.)

Доктор наук, приват-доцент Харьковского университета Константин Яковлевич Данилевский был по образованию не авиатором (такого образования, впрочем, на тот момент вообще не существовало), но медиком. Однако он многие годы увлекался воздухоплаванием, более того  — в центре его интересов находились аппараты типа «микст» (как сказали бы теперь, «гибридные»). Фактически их можно называть аппаратами тяжелее воздуха, присоединенными к аэростату  — как правило, не классической формы. Подъемную силу, целиком или частично, обеспечивает аэростатный баллон, а все остальное делает двигатель.

Эти летающие устройства Данилевский рассматривал прежде всего как опытные стенды, на которых можно предварительно отработать технику моторного полета, с тем чтобы в дальнейшем применить ее уже на «чистокровных» аппаратах тяжелее воздуха. Увы, ему так и не удалось накопить средства на по-настоящему легкий и при этом хоть сколько-то мощный мотор (в конце XIX в. это все еще было очень «узкое место»: тот же Адер оказался вынужден сперва создать наилегчайший и экономичнейший паровой двигатель своего времени  — но на это ушло около восьми лет, а затраты составили свыше полумиллиона франков). Так что все свои построенные машины  — а их было, по разным данным, две или три  — харьковский приват-доцент оснащал педальными двигателями…

Впрочем, как теперь ясно, это ситуация из серии «не было бы счастья, да несчастье помогло». Потому что летающие машины Данилевского действовали не по самолетному принципу, но скорее по вертолетному. Ни один двигатель той поры не смог бы обеспечить подобной машине старт только за счет мощности мотора. А вот в «гибридном» варианте, да еще при использовании аэростатного баллона, Данилевский, по-видимому, добился некоторого успеха.

Ответить

1 + 16 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.