Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

ФИЛУМЕНИЯ

Номер журнала: 



Филумения, то есть коллекционирование спичечных этикеток, является самым недорогим из всех видов собирательства. Ведь еще совсем недавно стоимость коробки спичек равнялась 1 копейке — да и сейчас спички являются, так сказать, недорогим товаром…


Первые коллекционеры спичечных этикеток появились еще в середине XIX века. Но название «филумения» гораздо моложе. Впервые оно было предложено в 40-х годах ХХ века председательницей Британского общества собирателей спичечных этикеток Маджори Эванс, чья личная коллекция насчитывала около 40 000 единиц хранения. Термин «филумения» состоит из двух слов: из греческого слова «филео», что значит «люблю», и латинского «лумен» — свет. Прежде собиратели называли себя проще, а именно — «этикеточниками».

Хорошо известны имена VIP-собирателей спичечных этикеток. Это президент США Рузвельт и голландская королева Вильгельмина. Но вот кто первый заинтересовался крохотными бумажными прямоугольниками (стандартный размер 48х39 мм), сказать трудно.

Первые спички появились на заре XIX века. Когда точно — не выяснено. В Германии их изобретателем считают Иоганна Каммерера, в Англии — Джона Валкера. А французы уверены, что им являлся их земляк Шарль Сория. Кто тут прав, еще только предстоит узнать. Но достоверно известно, как выглядели первые спички. Это были обыкновенные лучины, которые обмакивались в серу. В России их так и называли «маканками». Однако подобная спичка не загоралась от трения. Ее необходимо было поднести к огню. А первые самовозгорающиеся (или как их называли в России «самогарные») спички придумал Уильям Конгрев. И назывались они «Люцифер» (понятно, в данном случае имелся в виду не «дьявольский» смысл этого слова, а «светоносный»: в буквальном переводе с латыни — «приносящий свет»).

Но вернемся к спичечным этикеткам. Их прототипом стали налоговые ярлыки, впервые наклеенные на коробки в 1888 году: невзрачные бумажки, на которых указывалось количество спичек в упаковке. Как видим, это идет несколько вразрез с привычным для нас образом этикетки — для которой, помимо заключенного в картинке «глубокого» смысла, обязательны сведения о месте производства, год выпуска и, конечно же, цена. Кстати, стоить 1 копейку спички стали уже с 1914 года.

Ныне, даже в условиях всеобщей борьбы с курением, «присутствие спичек в окружающем пространстве» продолжает ощущаться повсеместно. Особенно хорошо это заметно в отелях. Наверное, нет такого, который не мог бы предложить своим посетителям спички с собственной рекламой. Проходишь регистрацию, а спичечный коробок со слоганом гостиницы так и лезет тебе в глаза. Нащупываешь выключатель на прикроватной тумбочке, а под руку попадает чиркаш. Идешь на завтрак — и спички тут как тут.

Ответить

3 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.