Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

ВРЕМЯ ТАНКОЗАВРОВ

Номер журнала: 



Работая над циклом статей о «фантастических» — а впрочем, иногда реализуемых и даже реализованных – проектах танков, иногда наталкиваешься на такие работы предшественников, что трудно понять, идет ли там речь о подлинных курьезах техники или же это «информационный пакет», давно отделившийся от своего источника и заживший самостоятельной жизнью. Например, в статье «Защита и нападение. От серьезного до курьезного…» («Техника — молодежи», 1968, № 2) содержится вот какая информация о заре танкостроения:

«…Сначала предполагали сделать танк на огромных колесах. Это должна была быть платформа длиной в 30 м на четырех 12-метровых колесах, «мчащаяся» со скоростью 14 км/час. Считалось, что машина сможет форсировать реки с хорошим дном глубиной до 4,5 м. Такие препятствия, как мели, рвы и траншеи, казались пустяковыми. Предполагали даже использовать танк для перехода через Рейн. Однако оптимизм иссяк, когда подсчитали, что вес танка в металле около 1000 т, а построенная деревянная модель показала, какой отличной мишенью станет он для артиллерии. Аналогичный проект танка весом в 7000 т, для которого и реки глубиной до 15 м не помеха, существовал в Италии. Его назначение — перебрасывать малые танки через реки, текущие параллельно фронту».

Автор статьи, военный инженер Л. Евсеев, приводит и изображение танка, описанного в первой части цитаты. К сожалению, это не чертеж времен I мировой войны, а советский рисунок второй половины 60-х, причем явственно шаржированный. Но, может быть, он все же опирается на какой-то реальный первоисточник?

Похоже, что речь идет о «Великом Звере» майора Хеттерингтона — хотя и имеет место некоторая путаница. В частности, глубина 4,5 м подозрительно близка к диаметру «уменьшенного» размера колес, сооруженных для этого танка в 1915 г. (см. «НиТ» № 2, 2008) — притом, что деревянная модель всего танка, видимо, вообще не строилась (см. там же). А вот насчет планов переправы через Рейн больше никакие известные нам источники не сообщают, равно как и об итальянских замыслах. Кстати, для итальянской конструкторской мысли 1920–1930-х гг. очень характерны попытки поставить танк на колеса большого диаметра; правда, все хоть сколько-то удачные машины такого типа относились к семейству легких.

Так или иначе, в послевоенную (применительно к I мировой!) пору журналы, в том числе и советские, регулярно помещают «наброски» исполинских танков, которым якобы надлежит выйти на поля сражений ближайшего будущего. Как правило, эти машины не имеют вращающейся башни, зато наделены короткорылым орудием чудовищного
калибра.

Ответить

5 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.