Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Этюд в желтых тонах. Станет ли Россия Ордусью?

Номер журнала: 



Смысл подзаголовка, думается, ясен — об Ордуси сейчас имеют представление практически все. Даже те, кто не является поклонниками фантастики вообще или конкретного цикла «Евразийская симфония», принадлежащего перу автора, который уже более известен как виртуальный персонаж Хольм ван Зайчик, чем как совершенно реальный писатель (и, между прочим, профессиональный китаист, востоковед) В. Рыбаков в соавторстве с И. Алимовым.

Ван Зайчик, как известно, называет свой этот проект «консервативной утопией» — и, продолжая оставаться писателем (причем как минимум очень неплохим!), с каждой новой книгой все больше и больше становится политологом. И, может быть, даже незаметно для себя — футурологом. Так что в этой статье мы имеем полное право подойти к проблеме Ордуси не с меркой художественной литературы, а воспринять ее прежде всего с политологически-культурологически-футурологической точки зрения. Достаточно сказать, что очень многие читатели уже фактически осознают себя членами своеобразной «общины ордусян», гражданами вымышленного автором мира. Хотя бы только поэтому данный цикл заслуживает того, чтобы разобрать его поподробнее. Зря, так сказать, в корень.

Будем исходить из того, что перед нами утопия в исконном смысле этого слова. То есть не просто попытка развлечь «почтеннейшую публику» и не скудоумные рассуждения в любимом альтернативными историками духе — «Как мог выглядеть мир, если бы у Бонапарта появилась водородная бомба», — а произведения, выражаясь современным языком, проектные. Своего рода литературный манифест, в котором высказаны вполне серьезные взгляды на настоящее, прошлое и, не побоюсь этого слова, на будущее.

В чем же заключается идея-фикс «евразийской симфонии»? Точнее, как она видится подавляющему большинству современных «ордусян» и сочувствующих?

Прежде всего это, бесспорно, попытка показать альтернативу современной просвещенческой цивилизации Запада — она же постхристианская, глобалистская и либеральная. Альтернативу в лице здорового традиционного общества вымышленной Ордуси.

Итак — Ордусь как альтернатива «глобальному проекту», как место равного расцвета всех культур, как олицетворение традиций, добра, мудрости. Этакая неоконфуцианская утопия в желтых оттенках традиционных китайских цветов. Традиционность, антиглобализм, консерватизм. Наше светлое будущее, которого, может, и не удастся достичь в полном объеме — ибо поезд ушел уже семь с лишним веков назад, — но к которому надо стремиться.

Увы — в данном случае публика не то чтобы была обманута, но захотела обмануть сама себя. Причем обманулись как те, кто одобрил «Симфонию», так и те, кто начал испуганно говорить о новой тоталитарной утопии, чуть ли не о — дословная цитата — «фашизме под маской восточного гуманизма».

Почти никто не увидел той вероятности, что это не столько размышления о возможном прошлом, сколько «воспоминания о будущем».

Тезисы и факты

Да: возможно, сам того не желая, Ван Зайчик показал нам будущее. Будущее если не всего мира, то изрядной его части (включающей Россию и практически все постсоветское пространство). Глобализация ведь имеет две стороны. А ближайший сосед нынешней РФ — это... нет, не Ордусь, конечно, но, так сказать, ее прототип. Китай.

Ответить

9 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.