Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Власть огня (Флакбункеры: фантастика и реальность «военной архитектуры»)

Номер журнала: 

Любители и не любители фантастики, что же мы будем делать, если вдруг (какой ужас!!!) налетят на нас драконы? Как отбиваться и куда прятаться от этого фэнтезийного «люфтваффе»?

Было бы ошибкой утверждать, что эта тема уж совсем ни разу не поднималась и не обсуждалась. Но придется констатировать, что практически все описания «драконоубежищ»… ну, скажем так, не содержат достаточного количества подробностей, чтобы их можно было бы с успехом применить во благо «параллельных миров». Оговорюсь, я был бы последним, кто поставил бы это авторам в упрек. Живем-то мы с вами отнюдь не в Средиземье, и драконов если кто и видел, то весьма немногие, да и то после литры выпитой. Соответственно, и практического опыта драконоборчества у всех нас, мягко скажем, негусто.

Но, перефразируя небезызвестного Глеба Жеглова, можно было бы выразиться в том духе, что писатель-фантаст в подобных случаях должен стоять на сходстве обстоятельств. Разве в нашем мире не существует потенциальной «опасности с воздуха»? Всяк сущий знает об армейской авиации и отлично понимает, что с нею шутки плохи. А эскадрилья бомбардировщиков способна нагадить куда больше, нежели аналогичное количество драконов. Но разве в нашем мире не строились укрытия? Строились. Более того, была небезуспешно воплощена в жизнь и концепция активной защиты населения. Иными словами, в одном сооружении сочетались укрытие и зенитная позиция. Вот о них-то и поговорим.

Итак, в августе 1939 года, за месяц до начала Второй мировой войны, главнокомандующий Люфтваффе Герман Геринг похвалялся, утверждая, что Рур никогда не подвергнется бомбардировкам и что, если хоть один вражеский бомбардировщик доберется туда, его (т. е. Геринга) можно будет звать «господин Такой-Сякой». Но уже с мая 1940 года Рур начал испытывать воздушные бомбардировки. Более того, в то время как на Западе Германия торжествовала, французские ВВС 7 июня 1940 г. совершили первый «рейд возмездия» на Берлин (в ответ на бомбардировку Парижа) при участии... единственного самолета «Фарман-223»! Он сбросил несколько зажигательных бомб на Бабельсберг (юго-запад Берлина), разрушив там почтовое отделение, но не нанеся человеческих потерь. Затем последовала Битва за Англию, и бомбардировке подвергся Лондон. Англичане, в свою очередь, предприняли ответный рейд на Берлин, но уже иного размаха. 81 бомбардировщик «Веллингтон» и «Хэмпден» взлетел 25 августа 1940 г., но только 29 из них смогли добраться до Берлина. Им пришлось встретиться с активной противовоздушной обороной, и они потеряли семь самолетов до того, как взяли курс обратно на Англию. Тем не менее 22 тонны бомб были сброшены на квартал Рейникендорф на северо-западе города, причинив более значительные разрушения и принеся смерть двенадцати гражданским лицам. В следующую ночь другие цели были поражены в более близких к центру кварталах Нойкёльн и Зименсштадт. Всего же к осени 1940 года союзники совершили 8 налетов на Берлин; с конца августа сирены воздушной тревоги звучали еженощно. В ночь с 6 на 7 сентября 1940 года состоялся один из самых продолжительных налетов, длившийся почти 3 часа.

9 сентября 1940 г. капитан Николаус фон Белов, офицер связи Люфтваффе при Гитлере, направил Герингу конфиденциальное послание: «Фюрер приказал соорудить башни ПВО в Берлине в разных местах, в больших парках и районах, таких как Тиргартен, Гумбольдтхайн, Фридрихсхайн и проч. Там должны быть установлены стационарные легкие и тяжелые зенитные орудия, средства управления огнем и прожектора. Прежде всего, необходимо сооружение трех башен в Тиргартене, Гумбольдтхайне, Фридрихсхайне рядом с Темпельхофом, по одной башне на каждом из этих участков. На каждой башне должны быть установлены четыре 105-мм морских спаренных орудия, а также несколько 37-мм и 20-мм пушек. Кроме того, артиллеристы должны располагать внутри башен жильем, защищенным от бомб. Фюрер доверил архитектурные проекты профессору Шпееру. Военно-воздушные силы отвечают за связь с профессором Шпеером, который осуществит строительство в соответствии с приказами фюрера». Действительно, под контролем Шпеера (генерального инспектора строительства) проекты были выполнены архитектором Фридрихом Таммсом.

Ответить

5 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.