Архив номеров НиТ

Рубрики НиТ - наука

Рубрики НиТ - техника

Ответить на комментарий

Последние парусные броненосцы

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

«Temeraire»

Чтобы закончить наш рассказ о рангоутных броненосцах и подвести кое-какие промежуточные выводы, мы обратим свое внимание на необычный корабль, который вошел в строй спустя семь лет после того, как в каюте «Кэптена» окончил свой земной путь капитан Коупер Кольз. Это был барбетно-казематный броненосец «Темерер», не вписывающийся, как и злосчастный «Кэптен», ни в какие рамки.

Этот броненосец имел много особенностей, не повторявшихся ни до, ни после него. Он являл собой странный гибрид барбетного и казематного кораблей. Французская пресса с ревностью отмечала, что англичане «украли» у Франции идею барбетного расположения артиллерии, причем — очень удачно. Два из четырех 280-мм дульнозарядных орудий размещались на убирающихся станках Монкрифа в носу и в корме; еще два таких же орудия располагались в передней части центрального каземата и могли стрелять через скошенные амбразуры прямо по носу. В задней части каземата, за 127-мм переборкой, находились четыре 254-мм пушки. Такую несимметричность дополняли и различия в бронировании. Даже одинаковые в принципе барбетные установки имели разную толщину брони: носовая 254 мм, а кормовая — всего 203 мм. Над всем этим разнообразием вооружения и защиты возвышались мачты с оснасткой брига и с площадью парусов более 2300 кв. метров.

Его создание стало ответом альтернативным проектам буквально всех типов британских башенных кораблей, как уже находящихся в постройке, так и планируемых на тот момент (1871 г.). Все они основывались на том, что их вооружение состояло из двух или более тяжелых орудий, которые устанавливались в броневых башнях по диаметральной плоскости в сочетании с несколькими незащищенными орудиями менее крупного калибра. Отличительной чертой всех этих проектов являлся высокий надводный борт, а их тяжелые орудия весом 25…50 тонн устанавливались на специальных поворотных платформах, разработанных кэптеном Скоттом: с помощью гидропривода орудия поднимались над краем броневой башни для производства выстрела, а затем снова опускались внутрь нее для заряжания.

«Темерер» стал первым барбетным (точнее будет сказать — казематно-барбетным) кораблем британского флота. Также он стал самым большим изо всех когда-либо построенных бригов. «Темерер», как тип броненосного линкора, стоит совершенно особняком, поскольку он был сконструирован во многом как опытный корабль-носитель самых больших из тогдашних морских орудий (характерная черта британского кораблестроения — корабль строился как бы «вокруг» орудий, обрастая корпусом, надстройками, машинами и механизмами). В целом он оказался удачным, но с точки зрения отдельных качеств весьма неэкономичным, и не получил развития в последующем.

Совет Адмиралтейства принял решение подвергнуть предложенную систему всесторонней проверке (еще живы были воспоминания о «Кэптене» и неудержимом-одержимом Кользе!), и по конструкции «Темерер» в целом повторял броненосец с центральной батареей Рида, но два из его тяжелых орудий располагались в барбетах на верхней палубе вместо верхнего яруса центральной батареи, как у прототипа — и в этом явно ощущалось влияние французских «комодов». Эскизный проект являл корабль с размерениями 97,5 х 18,29 м — почти такими же, как у «Геркулеса» и «Султана», чьи корпуса были взяты за основу. Впоследствии предпочтения в пользу более поворотливого корабля, как результат господствовавшей в то время таранной тактики, привели к сокращению длины «Темерера» на 12,2 м за счет укорочения его носовой части, «Темерер» имел отношение длины к ширине равное 4,6:1 — самое низкое среди батарейных кораблей (злосчастный «Кэптен» — наоборот, наибольшее, 6:1).

Для того, чтобы как-то сократить высоту надводного борта ввиду тяжелых барбетов, его полубак и полуют получили необычное устройство. Вместо того, чтобы иметь высоту полного межпалубного пространства над верхней палубой для свободного прохода внутрь, они возвышались над ней лишь на 1,2 м, а для входа с верхней палубы приходилось спуститься на несколько ступенек вниз, где в нише находилась соответствующая дверь. Высота фальшборта также оказалась уменьшенной до 1,2 м против обычных 1,8…2,1 м, так что с палубы было видно все море вокруг, однако следствием этого стала гораздо худшая защита от ветра и брызг. Вследствие отсутствия на верхней палубе батареи корабль не страдал от недостатка палубного пространства, причем расположение его барбетов близко к оконечностям давало их орудиям значительные углы обстрела, и в этом отношении «Темерер» стал воплощением идеального рангоутного башенного корабля Рида. Его барбеты весили намного меньше, чем поворотные башни «Кэптена», которые никак нельзя было установить на такой же высоте над водой.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

4 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.