Архив номеров НиТ

Рубрики НиТ - наука

Рубрики НиТ - техника

Ответить на комментарий

«Колосс на фарфоровых ногах». Дальние бомбардировщики Японии периода II мировой войны. Часть 1

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

G4M1 ранних серий



В апреле 1936 года начальник учебного отдела штаба Коку Хомбу (Авиации Императорского Флота Японии) Такихиро Ониси прибыл с инспекцией на авиабазу Кисарадзу, где начиналось освоение бомбардировщика G3M1. Летчики с восторгом отзывались о новой технике, но выступление заместителя командира кокутай «Кисарадзу» по летной подготовке капитан-лейтенанта Йосихару Сога прозвучало резким диссонансом общему тону.

Он сказал:
Главным в японской концепции бомбардировщика берегового базирования, или «рикко», был большой радиус действия, что определялось географическими особенностями потенциального театра военных действий. Увеличения боевой нагрузки не предполагалось: считалось, что умелому экипажу и тонны достаточно, но кроме бомб весом от 60 до 800 кг «рикко» должен был быть способен нести и торпеду. 3 января 1937 года фирма «Мицубиси» получила техническое задание «12-Ши» на новый самолет, который должен был иметь скорость 400 км/ч на высоте 3000 м и дальность 3700 км с 800 кг бомб, в хвосте надо было установить 20-мм пушку Тип 99. Требовалось также повысить живучесть машины — на броню для экипажа и протектор баков выделялся лимит веса 300 кг. Работу возглавил главный конструктор группы морских самолетов «Мицубиси» Киро Хондзо.
Изучив на фирме «Дуглас» новейший четырехмоторный лайнер DC-4E, он наметил главные пути решения задачи. Самолет должен быть легким, вместо массивного каркаса работать должна тонкая обшивка, равномерно подкрепленная ажурными шпангоутами и стрингерами, а в крыле — силовой бак-кессон. Большой самолет удалось сделать сравнительно легким, и для взлета было достаточно двух моторов Мицубиси МК4А Казей 11, развивавших на взлете по 1500 л.с.

Познакомившись с DC-4E, Хондзо понял, что для снижения аэродинамического сопротивления и получения высокой скорости надо не «обжимать» фюзеляж и крыло, а правильно выбрать их форму, а также добиться хорошей гладкости обшивки, уменьшив число стыков путем увеличения размеров панелей. А вот внутренняя подвеска бомб (ее не было на самолете G3M) крайне желательна. На армейском Мицубиси Ki21 бомбоотсек сделали, но директорат «Мицубиси» и военные всячески подогревали конкуренцию Киро Хондзо и главного конструктора самолетов для армейских ВВС Кюнодзо Озава. Это исключало обмен опытом, и на новом самолете Хондзо сделал лишь неглубокую нишу, закрывавшуюся съемными створками.

* * *
Опытный «рикко» Тип 1 (G4M1) поднял в воздух шеф-пилот фирмы Кацузо Сима 23 октября 1938 года. Машина летала нормально, и 2-й прототип получил лишь небольшие изменения, например, увеличили киль и установили триммеры на элеронах. Характеристики превзошли заданные, положительное заключение по результатам войсковых испытаний было получено быстро, но Флот боялся, что переход на новый самолет затормозит комплектование новых авиагрупп. Штаб Коку Хомбу решил, что и старые G3M смогут выполнить любую задачу, если им обеспечить прикрытие, для чего была сделана специальная модификация бомбардировщика Тип 1. О ней мы еще поговорим, а пока лишь скажем, что эта идея лишь затормозила поставки нового бомбардировщика. Они были бы и вовсе сорваны, если бы фирма не рискнула начать производство без санкции военных.
Вначале были построены два предсерийных самолета, на которых отрабатывали вооружение: в носовой кабине, в башне на фюзеляже и в двух бортовых блистерах установили по одному пулемету Тип 92 (7,92 мм), а в хвостовом прозрачном конусе — 20-мм пушку. Фирма убедила заказчика в ненужности протектора на баках, зато ввела наддув их углекислотой, а в фюзеляже у баков №1 и №2 поставила автоматические огнетушители. В таком виде первый серийный G4M1 Тип 1 Модель 11 был облетан в декабре 1940 года, но Флот его принял лишь 2 апреля 1941.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

8 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.