Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Золотой век или долгий путь в никуда. Часть 1

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Farman F.60 Goliath

Унылые камни под крыльями «Голиафа» вдруг сменились долинкой, которую оживляли в беспорядке разбросанные шатры кочевников, верблюды, кони и копошащиеся вокруг костров люди. Наконец, нашли! Пилот закладывает крутой вираж, боясь потерять цель из виду, резко снижается, проходит точно над лагерем, сбрасывая бомбы, стрелки поливают землю внизу огнем из пулеметов. Люди внизу мечутся, даже не пытаясь прятаться. Теперь они никуда не денутся, в штабе на авиабазе Фес сидят местные бедуины, они точно скажут, какие оазисы есть в дне пути отсюда, и мятежники снова будут найдены. Для опытных, прошедших Великую Войну экипажей это дело техники. Но на следующий день арабы встретили их плотным ружейно-пулеметным огнем…

С сентября 1925 года за год Марокканской войны летчики эскадрильи 5В2 Авиации ВМС Франции налетали 1200 часов над Сахарой, сбросив 250 т бомб, но так и не приобщили кочевников к ценностям европейской цивилизации.

Будущее бомбардировщиков с окончанием Мировой войны сомнений не вызывало – они должны возить пассажиров. Такое положение не устраивало генералов, но им надо было показать налогоплательщику, зачем же нужны бомбардировщики, если Германия разоружена, а далекая Московия хотя и грозит мировой революцией, но сама чуть жива. И великая цель, оправдывающая выделение средств на содержание дорогой игрушки, была найдена.

В начале ХХ века в колониальных империях Великобритании и Франции резко усилилось национально-освободительное движение, заставляя отправлять туда все новые и новые соединения сухопутных войск, раздражая и без того наэлектризованное общественное мнение. Тогда штаб ВВС Великобритании предложил вместо прямого боя с восставшими «детьми британской короны» держать их под постоянной угрозой ударов с воздуха. Английский Королёвский воздушный флот был разделен на две части – базирующиеся дома ВВС метрополии, и ВВС в колониях. Французы не последовали в организационном плане примеру англичан, сохранив единство своей авиации и предпочтя периодически командировать отдельные части в горячие точки. В организационном плане и по оснащенности ВВС Франции считались тогда сильнейшими.

В то время лучшие летно-технические данные обеспечивала схема бомбардировщика-биплана, поэтому не удивительно, что она царила в тяжелой авиации. Таков был, например, французский тяжелый ночной бомбардировщик B.N.2 «Генри Поль», повторявший идеи предыдущего поколения со всеми их ошибочными решениями типа размещения четырех двигателей попарно в тандем, но и с новшествами, например, закрытой выступающей в поток кабиной летчика и неплохими трехрядными моторами водяного охлаждения «Лорэн-Дитрих» по 370 л.с. Машиностроительная фирма «Шнейдер» построила один B.N.2 в 1920 году, но Военное министерство не заказало серию, сославшись на низкие летные данные. Также в одном экземпляре остался четырехмоторный бомбардировщик-биплан Бреге XXI «Левиафан», построенный в 1922 году.

Чуть лучше сложилась судьба «Блерио» 115, также имевшего нерациональное расположение моторов: две «Испано-Сюизы» стояли на нижнем крыле и с ними никаких проблем не было, но еще две конструкторы поместили на верхнее крыло. Запускать их раскруткой винта (как это тогда делалось), а тем более ремонтировать было неудобно. Первый пассажирский «115-й» был построен в 1923 году, далее сделали два бомбардировщика, отличавшихся лишь отсутствием кресел, прорезанными люками для трех пулеметов да внешними замками на 700 кг бомб. Но отощавшего военного бюджета не хватало на строительство таких больших самолетов, поэтому удачливее оказался более скромный проект братьев Фарман – двухмоторный ночной F.60B.N.4 «Голиаф».



Ключевые слова:

Ответить

7 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.