Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Кадиллак. Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Oldsmobile toronado (1966)



1960-е стали последним «золотым десятилетием» для «Кадиллака». Наверное, только самые прозорливые (если таковые вообще были) могли предположить, что Америку и весь мир ждет тяжелейший энергетический кризис, который заставит потребителя считать каждый литр бензина, и «японское автомобильное вторжение», когда даже небедные покупатели стали предпочитать экономные и надежные «Тойоты» и «Ниссаны» огромным и прожорливым американским «дорожным крейсерам». В верхнем сегменте на внутреннем рынке у «Кадиллака» практически не было конкурентов, разве что «Линкольн», да и тот заметно отставал. Неплохи были позиции «Кэдди» и на внешних рынках. Если покупатель хотел «что-то очень большое и очень роскошное», то у него, по сути, было всего два варианта — «Кадиллак» и «Роллс-Ройс» («Мерседес-Бенц» в те годы еще не зарекомендовал себя как производитель машин самого высокого класса), но при этом по объемам производства и по цене продукции (за исключением совсем уж экзотического «Бруэма») американская марка безоговорочно превосходила главного конкурента.

В самом начале десятилетия производственная программа «Кадиллака» претерпела серьезные изменения. Практически одновременно исчезли сразу обе закрытые модели «Эльдорадо» — и четырехдверный «Бруэм», и двухдверный «Севилль». Остался только кабриолет, да и тот фактически был «дублем» модели серии «Де Вилль». Начались эксперименты с экономичными машинами, правда, в данном случае речь шла об экономии отнюдь не топлива, а пространства. Если у стандартного «Седан Де Вилль» длина составляла 5639 мм, то у модели «Парк Авеню» за счет уменьшенной задней части — 5461 мм. Таким образом конструкторы «Кадиллака» хотели немного облегчить жизнь и вождение жителям больших городов. Об этом говорило и название: Парк-авеню — одна из главных магистралей, пересекающих Манхэттен с севера на юг, и проехать по ней и припарковаться в час пик было совсем непросто. И стандартная, и укороченная версии «Де Вилль» оснащались двигателем объемом 6384 см3 и мощностью 325 л.с. Максимальная скорость машины весом более двух тонн достигала без малого 200 км/ч, а разгон до 100 км/ч — около 10 с. На расход топлива пока еще никто особого внимания не обращал, для проформы сообщалось, что в среднем он составлял 28 литров на 100 км.
С точки зрения компоновки автомобильная Америка была «заповедником классики»: двигатель спереди — привод на задние колеса. Попытки использовать передний привод предпринимались еще в 1930-х годах, но без особого успеха. Так продолжалось до тех пор, пока в середине 1960-х в «Дженерал моторс» не решили, что пришла пора и американцам узнать, что такое передний привод. Первой ласточкой стала модель 1965 года «Олдсмобиль Торнадо». Эксперимент оказался удачным — «Торнадо», особенно на первых порах, продавался очень успешно — и в GM решили пойти еще дальше.

«Эльдорадо» 1967 года ознаменовал собой появление «personal luxury coupe» — автомобилей высшего класса, которыми их владельцы управляют сами, а не передают руль наемному шоферу. Помимо того, что это был первый переднеприводный автомобиль в истории фирмы, коренным образом был пересмотрен внешний облик. От знаменитых плавников остался только легкий намек, да и в целом дизайн коренным образом отличался от дизайна машин, выпускавшихся еще пару лет назад. Большому автомобилю
(5,6 м) — большой двигатель. В 1967 году передние колеса «Эльдорадо» приводились в действие агрегатом объемом 7,03 литра, в следующем году объем увеличили до 7,7 литра, а в 1970-м были достигнуты сразу две магические цифры — 500 и 400. Первая — это кубические дюймы (то есть 8,2 литра), вторая — лошадиные силы. Этот V8 стал самым большим в истории производства подобных моторов.

1970-е годы, несмотря на всю их «кризисность», катастрофическими для «Кадиллака» не стали. В 1973 году был выпущен пятимиллионный автомобиль, ежегодное производство достигало 300 тысяч. Но ужиматься в соответствии с новыми требованиями (причем они касались не только топливной экономичности, но и новых, введенных американским правительством, стандартов безопасности, экологичности и др.) таки пришлось. Объем двигателя, устанавливавшегося на полноразмерные седаны серий «Де Вилль» и «Флитвуд», уменьшили сначала до 7 литров, а затем еще на литр. В конце 1970-х была выпущена партия машин с 5,7-литровым дизельным двигателем — первым в истории «Кадиллака». Мощность двигателей ограничивалась за счет снижения степени сжатия, а 1980-м на конвейеры стал поступать 6-литровый мотор V8-6-4. Эта загадочная схема означала, что при уменьшении нагрузки система управления отключала либо два, либо сразу четыре цилиндра. Идея была неплохая, однако подвела реализация — из-за неудачного алгоритма работы на четырех цилиндрах двигатель часто глох, так что вскоре от него пришлось отказаться.

С начала 1970-х годов в «Кадиллаке» велись работы по созданию нового «Ла Саля» — компактной модели. Целевая направленность этой затеи была вполне понятна. В те годы «Мерседес-Бенц» Е-класса (тогда еще не было подобной классификации, но мы используем ее для удобства) находил все больше поклонников не только в Старом, но и Новом свете. Так что традиции традициями, а реальность — реальностью. Не одно поколение американцев едва ли не с молоком матери впитало в себя тот факт, что «Кадиллак» — это большая, очень большая машина с двигателем, в котором число цилиндров ну никак не меньше восьми. Но пришли другие времена.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.