Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

С именем Железного Феликса. История завода ФЭД. Часть 3

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Директор завода А.А. Жданов


Выжить во времена перемен…

Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

Но на рубеже 90-х годов все поменялось. Плановая система управления экономикой была «демонтирована», органы государственного управления практически перестали заниматься экономикой на уровне конкретных предприятий. Теперь схема менялась: «нашел заказ — взял кредит — сделал работу — погасил кредит, заплатил проценты и налоги, коммунальные и т.п., остальное — твое». Стало ясно, что в условиях катастрофического сокращения госзаказа судьба предприятия теперь будет зависеть от того, насколько гибкой, умелой и смелой станет его собственная маркетинговая политика. Пока специальный маркетинговый отдел на заводе «ФЭД» еще не был создан, его функции взяли на себя инженерные службы. Перед всеми сотрудниками поставили задачу поиска заказов самой разнообразной тематики. В результате были проработаны планы выпуска десятков изделий самого различного назначения, причем были случаи, когда ценная инициатива шла снизу.

Казалось бы, свобода рук открывала сияющие перспективы для тех, у кого эти руки «растут, откуда надо». Однако все оказалось не так просто. Резкое сокращение оборонного производства поставило в тяжелейшее положение все предприятия «высокотехнологичной сферы», а перевод их на выпуск современной гражданской продукции натолкнулся на препятствия, не связанные с проблемами техники и технологии.

В январе 1991 г. вступили в силу так называемые «регулируемые рыночные отношения», выразившиеся в повышении цен на материалы, комплектующие, полуфабрикаты. Изменились тарифы на воду, топливо и электроэнергию. Все это легло тяжким бременем на себестоимость продукции, а заказчики, попавшие под тот же финансовый «пресс», теряли платежеспособность. Министерство обороны лишилось средств на закупку новой техники, а «Аэрофлот» распался на мелкие «осколки», и каждая частная авиакомпания была пока довольна тем, что «свалилось ей с неба в руки» и даже и не думала об обновлении авиапарка за счет отечественных лайнеров. На «ФЭДе», как и везде, наметилось снижение объема реализации и выпуска товарной продукции, начался отток квалифицированных кадров. Заказов не стало, и получаемая прибыль уже не могла обеспечивать нормальную жизнь завода. А за проходной стремительно росли цены на продукты питания и предметы первой необходимости, коммунальные услуги и жилье.

К сожалению, традиционное и «раскрученное» фэдовское цивильное направление — изготовление фототехники — не помогло благополучно пережить конверсию. Как раз в это время на наш рынок хлынули «мыльницы» западных фирм — фотоаппараты дешевые и простые в обращении. Да, фотоаппараты марки «ФЭД» с высококачественной оптикой давали фотографу гораздо больше возможностей, но требовали навыков. Люди, знакомые хотя бы с азами фотоискусства, конечно, предпочитали его «мыльницам», но основная масса покупателей охотнее соглашалась платить за фотоаппарат, на котором всего одна кнопка, пусть шедевра не создашь, но зато совсем уж пленку не испортишь. Полноводный поток «челноков» из Польши, Турции и Китая вез к нам не только вожделенный ширпотреб, но и культ лени и примитивизма, который убивал в людях стремление хоть что-то сделать самому. В результате этот вид продукции, всегда бывший гордостью «ФЭДа», не только не стал спасением в условиях конверсии, но наоборот, обернулся дополнительной головной болью.

А жизнь продолжалась. Направлением, спасшим завод в тот непростой момент, стало производство сантехники. Если в 1989 году на «ФЭДе» было изготовлено 40 тысяч смесителей, то в следующем 1990 году эта цифра увеличилась почти вдвое. Помогали удержаться на плаву и краткосрочные заказы от частных предпринимателей и разнообразных «обществ с ограниченной ответственностью», появлявшихся в то время как грибы после дождя. Все это позволило не только выжить, но и, несмотря на общий кризис экономики СНГ, выстроить новые корпуса, что, в свою очередь, дало возможность не только увеличить выпуск тех же смесителей в пять раз, но и подумать о возвращении предприятия к полноценному выпуску той продукции, которая всегда была для него профильной — сложных прецизионных агрегатов для летательных аппаратов различных типов.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

10 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.