Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Американская БМП AIFV и легкие боевые машины пехоты малых стран

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

М113 из состава ARVN (Армия Республики Вьетнам). Вьетнамские военные использовали полученные из США М113 для уничтожения живой силы противника. Поэтому кроме штатного 12,7-мм пулемета, на них открыто устанавливалось 1-2 пулемета на крыше. На фото виден боец, который лежа ведет огонь из 7,62-мм пулемета



Если бронетранспортеры (БТР) предназначались, в основном, для транспортировки пехоты, то БМП не только перевозят пехоту, но и дают ей возможность вести огонь прямо из машины не спешиваясь. Таким образом, БМП позволяют пехоте вести бой в тесном взаимодействии с танками, обеспечивая пехотным подразделениям соответствующую мобильность, вооруженность и защищенность непосредственно на поле боя, в том числе в условиях применения ядерного оружия.

Первый бронетранспортер был разработан в Великобритании в 1917 году, а еще в начале Первой мировой войны пехоту уже усаживали на грузовики. Однако только произошедший в межвоенный период качественный скачок в танкостроении, моторостроении и других видах вооружений, а также изменение принципов оперативно-тактического использования вооруженных сил дали толчок массовому формированию подразделений мотопехоты, оснащенных бронетранспортерами. Создавалась эта новая бронированная техника с целью повышения защиты и мобильности пехоты и стала своеобразным «бронированным такси», доставлявшим пехоту на поле боя. В годы Второй мировой войны чрезвычайно широко применялись полугусеничные бронетранспортеры — американские М2/МЗ и германские SdKfz 251 «Hanomag». До 1945 года в США было выпущено более 40 тыс. М2/МЗ, а в Германии  — более 15 тыс. SdKfz 251.
Именно благодаря разработке и организации массового производства этих машин и стало возможным создание моторизованной пехоты. Однако к концу Второй мировой войны стало ясно, что возможности открытых полугусеничных бронетранспортеров исчерпаны. Опыт боевых действий выявил их принципиальные недостатки  — ограниченную подвижность на пересеченной местности и слабую защищенность, повышению которой препятствовала невозможность увеличения массы машины без снижения ее проходимости. Со всей очевидностью встала задача создания нового массового бронетранспортера для перевозки пехотного отделения — полностью гусеничного и с закрытым корпусом. В США, после нескольких не совсем удачных попыток (мелкосерийные бронетранспортеры М75, М59) в конце 50-х годов компанией Food Machinery and Chemical (FMC) был разработан и запущен в массовое производство очень удачный и, по мнению некоторых экспертов, до сих пор непревзойденный с точки зрения «стоимость-эффективность» бронетранспортер М113.

Первым шагом на пути трансформирования бронетранспортера М113 в БМП стала разработка и широкое применение в ходе Вьетнамской войны пехотной штурмовой машины ACAV. В 1961 году руководством США было принято решение передать армии Южного Вьетнама (ARVN — Army of Republic of VietNam), имевшей в своем распоряжении только разрозненные образцы бронетехники времен Второй мировой войны, современные боевые машины. Выбор пал на M113, и в марте 1962 года во Вьетнам было отправлено 32 бронетранспортера, первоначально предназначавшихся для американских войск в Европе. Это позволило укомплектовать две южновьетнамские мотопехотные роты, которые в том же году были брошены в бой в районе дельты Меконга. Здесь, вопреки принятой на то время в США доктрине применения бронетранспортеров преимущественно как средства доставки пехоты на поле боя, которой придерживались американские советники, вьетнамские военные начали использовать полученные М113 для уничтожения живой силы противника, по сути, в качестве легких танков. Стандартной тактикой стало ведение боя прямо с машины, не спешиваясь, когда командир бронетранспортера огнем крупнокалиберного пулемета поражал удаленные или опасные для бронетранспортера цели, а бойцы десанта вели огонь из дополнительных ручных пулеметов или другого оружия, стоя в открытом грузовом люке.

Такой метод боевого применения довооруженных М113 в специфических условиях Вьетнама оказался весьма эффективным, и в конечном итоге был оценен и американскими советниками. Однако уже к началу 1963 года стало очевидно, что стрелки открыто установленных на бронетранспортере пулеметов должны иметь защиту хотя бы в виде бронещитка. Сначала их изготавливали прямо на месте, затем партия бронещитков была сделана на американской военной базе, на Окинаве, а 6 апреля 1966 года заказ на разработку и изготовление стандартных бронещитков получила разработчик М113 — компания FMC. Проектные работы начались на основании чертежей и фотографий импровизированных щитков, полученных из Вьетнама. Эта защита состояла из трех плоских броневых экранов, установленных впереди и по бокам командирского люка; крышка люка, открытая и закрепленная в вертикальном положении, защищала стрелка сзади. Бронезащита, предложенная конструкторами FMC, также была выполнена в рамках этой концепции, однако форма двух боковых щитков была изменена — их вместо плоских сделали полукруглыми. Два 7,62-мм пулемета, монтировавшиеся по сторонам верхнего грузового люка, также оборудовались броневыми щитками.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

10 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.