Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

«Зигфрид» охраняет проливы. Броненосцы Германии конца 80-х — начала 90-х годов XIX века

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Эскадренный броненосец SMS «Brandenburg»



К середине 80-х годов XIX века развитие флота Германской империи — после бурного строительства и закупок кораблей в преддверии франко-прусской войны 1870 года и последующей постройки серии броненосцев 3-го класса типа «Sachsen» и одиночного «Oldenburg» — застопорилось. Германский флот и его командование стали тяготеть к концепции «обороны побережья» и не решались сверх этого представить рейхстагу дорогостоящую программу военного кораблестроения на длительный период.
Этот подход полностью изменился после вступления на германский престол кайзера Вильгельма II, который решил, что флот не может более оставаться оборонительной и второстепенной частью вооруженных сил, а должен обрести способность к самостоятельным наступательным действиям в открытом море. К тому же выросший уже до третьего места в мире германский коммерческий флот не могли защищать суда береговой обороны, канонерские лодки и миноносцы. Германское руководство лелеяло также обширные планы колониальных захватов.

Броненосец береговой обороны «Siegfried»

Начало 80-х годов XIX века ознаменовалось изменением политической обстановки в Европе в общем и на Балтике в частности. Враждебная позиция, занятая Германией и Австро-Венгрией на Берлинском конгрессе 1878 года, лишила Россию плодов ее победы в русско-турецкой войне. В ответ на это правительство императора Александра III отказалось продлить союзный договор с данными государствами и стало рассматривать их как возможных противников России.

Столь резкая перемена отношений напугала Германию и побудила приступить к усилению своей береговой обороны новыми кораблями. Но «усиление флота» свелось, в конечном итоге, к постройке двух броненосных канонерских лодок типа «Бремзе» — к уже имеющимся 11 канонеркам типа «Веспе» (построенным по программе 1873 года). В конце 80-х годов в дополнение к существующим канонерским лодкам планировалось построить еще 10 канонерок типа «Пантера» и даже был выдан заказ на их постройку промышленности — но впоследствии заказ был отменен из-за осознания недостаточности планируемых усилий. Подойдя к вопросу защиты побережья более основательно, немцы заложили серию броненосцев береговой обороны из восьми кораблей типа «Siegfried» («Зигфрид»).

Проект разрабатывался Имперским морским ведомством в 1885-1887 гг. с учетом опыта франко-прусской войны. Корабли проектировались специально для защиты устьев германских рек и строящегося Кильского канала, а также для действий в Балтийском море.

Броненосцы имели стальной корпус с широкой подводной частью и плоским дном — это способствовало хорошей остойчивости. Имелось два боковых киля, образование кормы было острым, со срезом позади кормового орудия для увеличения сектора его обстрела. Непотопляемость обеспечивали как разделение корпуса на восемь водонепроницаемых отсеков, так и двойное дно, которое простиралось на 60% длины корпуса. Броненосцы отличались хорошей маневренностью и устойчиво держали курс, но, как выяснилось позднее, резко теряли скорость в условиях бурного моря.

Как до, так и после модернизации корабли в незначительной степени отличались друг от друга. Это относилось и к их внешнему виду, и к боевым и техническим характеристикам, но «Odin» («Один») и «Agir» («Эгир»), построенные последними, отличались от всей серии довольно серьезно — иногда их даже выделяли в отдельный тип.

Новоявленные броненосцы несли на себе стале-железную броню типа «компаунд» на тиковой подкладке. «Odin» и «Agir» несли на себе уже крупповскую броню. Также крупповской броней удалось забронировать башни главного калибра на «Heimdall», «Hildebrand» и «Hagen». Все плиты крепились на 290-300-мм тиковую подушку. До модернизации пояс по ватерлинии имел высоту 2,1 м и возвышался над водой на 1,4 м. Жизненно важные части корабля прикрывала 30-мм броневая палуба, проходящая по верхней кромке пояса. По бортам проходили пробковые коффердамы.

Корабли были снабжены двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения и имели по 4 локомотивных котла пролетного типа. После модернизации на них установили по 8 водотрубных котлов. На «Хагене» и «Эгире» устанавливались котлы системы «Торникрофт», изготовленные заводом «Oderwerke» в Штеттине, на остальных — котлы системы «Марине-Шульц». Корабли имели по два машинных, два котельных отделения, две дымовых трубы (на «Одине» стояла одна труба), один руль обыкновенного типа и по два трехлопастных винта системы Гирша-Гриффитса. Проектная мощность должна была составить 4800 индикаторых л.с., скорость — 15 узлов. До и после модернизации броненосцы имели скорость хода в пределах от 14,4 до 15,5 узлов.

При водоизмещении всего лишь в 3700 тонн они были вооружены тремя 240-мм (в германском флоте принято было говорить «24-сантиметровыми») орудиями длиной в 35 калибров и весом по 13 т в башенных установках (боезапас — 68 снарядов на каждое орудие), которые обеспечивали достаточно высокую скорострельность, и обладали высотой борта, достаточной для плавания в Балтийском море. Две башни орудий главного калибра располагались рядом друг с другом в носу корабля, в поднятых барбетах. Еще одна башня располагалась в корме. Каждое орудие имело широкий сектор ведения огня в 1500 в обе стороны от центральной линии и углы возвышения от -40 до +250. Скорострельность 140-килограммовыми снарядами составляла 2 выстрела в минуту. Максимальная дальность ведения огня — 13000 метров.
Восемь 88-мм орудий (боезапас — 190 снарядов на орудие) с длиной ствола в 30 калибров и весом артиллерийских установок по 6,89 т, прикрытые броневыми щитами, размещалась по углам надстройки и в бортовых спонсонах. На головном «Зигфриде» до модернизации стояло только шесть 88-мм пушек. Скорострельность 10-килограммовыми снарядами (начальная скорость снаряда — 590 м/с) составляла 15 выстрелов в минуту.
Торпедное вооружение состояло из четырех 350-мм торпедных аппаратов. На завершавших серию «Эгире» и «Одине» установили по три новейших 450-мм торпедных аппарата (такие же получили и остальные корабли серии во время модернизации).

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

1 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.