Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

На фронтах Гражданской войны. Бронепоезда «красных». Часть 6

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Трехосные площадки налетной части бронепоезда №4 «1-й тяжелый Центробронь», 1919 г.



Прошлое наше повествование о нижегородских типовых бронепоездах было бы неполным без упоминания о тяжелых бепо сормовской постройки.
31-го января 1919 года Центральное броневое управление (Центробронь) было расформировано, а на его базе было создано Главное броневое управление (Главбронь).
Основные задачи за новой организацией в принципе остались те же, что и за предшествующим ведомством: управление броневыми частями Красной Армии, техническое руководство изготовлением новой и восстановлением поврежденной боевой техники, наблюдение за использованием броневых частей в действующей армии, снабжение их броневым и автомобильным имуществом, руководство формированием броневых частей, подготовка кадров специалистов.

Вскоре в начале марта вышло распоряжение о систематизации бронепоездного парка и делении бепо на три части — легкую №1, тяжелую №2 и часть обеспечения №3.
В состав легкой части должны были входить две бронеплощадки с трехдюймовками (76,2-мм орудия) и один бронепаровоз.

Тяжелая же часть должна была включать в себя две полубронированные площадки, вооруженные 107-мм и 152-мм орудиями, и паровоз. Несмотря на то, что на тот момент большинство бепо «красных» вооружались полевыми трехдюймовками, проблем с созданием бронепоездов, вооруженных орудиями более крупных калибров, не должно было возникнуть, так как в то время в Красной Армии уже имелось достаточное количество трофейных белогвардейских площадок, оснащенных тяжелыми морскими артиллерийскими установками.

Третья часть представляла собой обычный неброневой состав для перевозки тех. персонала, провианта, боезапаса и запчастей.
Формироваться эти поезда должны были на ремонтных заводах как из вновь построенных, так и из отремонтированных бронированных составов. В идеале легкая часть должна была вступать в боевое соприкосновение с противником, при необходимости пользуясь артиллерийской поддержкой орудий бронепоезда 2-й части. Но на практике данная система получилась громоздкой. Командиры бепо ввиду малого боевого опыта нередко использовали всю мощь своих бронепоездов по малым незначительным целям, а это приводило к пустым тратам боекомплекта. И в итоге бронесоставы все же разделяли и использовали по отдельности.

Первым бронепоездом, построенным на сормовском заводе в соответствии с мартовской директивой Главного броневого управления, был бепо №4 «1-й тяжелый Центробронь». Командиром и комиссаром бронепоезда был назначен двадцатитрехлетний Я.Н. Федоренко — будущий маршал бронетанковых войск, заместитель наркома обороны СССР.

Бронепоезд №4, как и предписывалось управлением, имел легкую и тяжелую части. Легкая налетная часть состояла из бронепаровоза серии Ов (типовой бронировки завода с четырехосным тендером) и четырех 3-осных бронеплощадок. Последние конструктивно были схожи с бронеплощадками конструкции инженера Балля (см. НиТ №5 за 2011 г.). Ходовая часть малогабаритных площадок полностью экранировалась бронелистами. На самой платформе устанавливалась одна полноповоротная башня прямоугольной формы. В ее лобовом бронелисте имелось окно для трехдюймовой полевой пушки обр. 1902 г., а на скругленных углах размещались пулеметные порты для двух штатных «максимов». По тяжелой части бронепоезда сохранилось меньше сведений, известно, что она имела в своем составе три двухосные малогабаритные площадки: одна вооружалась 6-дюймовой (152-мм) полевой гаубицей обр. 1910 г., а две остальные — 42-линейными (107-мм) пушками обр. 1910 г. (см. НиТ №11 за 2012 г.).

Полевая 152-мм гаубица была разработана французской фирмой «Шнейдер», ее производство было развернуто на Путиловском и Пермском заводах. Гаубица на расстояние 7 км могла забрасывать фугасные гранаты весом 41 кг. Также в боекомплекте имелись шрапнельные боеприпасы. Орудие имело раздельное заряжание с использованием зарядов четырех типов.
На 15 июня 1917 года на всех фронтах имелось 242 исправные гаубицы системы Шнейдера.
Во время Гражданской войны гаубицы данной системы активно использовали обе стороны конфликта.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

9 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.