Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Уже не мотоциклы, еще не автомобили. Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Посеченный осколками грузовой трицикл Mazda – захваченный американскими солдатами на Сайпане


АЗИАТСКАЯ ИСТОРИЯ

Трехколесные грузовички появились в Японии еще до войны. Некоторые из них, по причине нехватки автомобилей, даже служили в армии. После окончания Второй мировой Япония и вовсе стала просто идеальным местом для производства трициклов. Парка подержанных машин практически не существовало, ибо, во-первых, до войны их выпустили всего ничего, а во-вторых, большая часть из того, что выпустили, погибла под американскими бомбами. Соответственно, начало знаменитого японского экономического бума в точности совпало с невероятным дефицитом автомобилей — особенно небольших развозных фургонов и пикапов, без которых трудно было бы представить малый бизнес. Естественно, спрос породил предложение. С конца 40-х и вплоть до середины 60-х трициклами в Японии занимались все кому ни лень.
Их выпускали фирмы: Daihatsu, Mazda, Mitsubishi, Hope Jidosha, Mitsui, Cony Aichi, Kurogane, Mitaka. Выпускались модели на любой вкус и для любой работы: почта, такси, мусоровоз, седельный тягач, пожарный автомобиль, самосвал, минимиксер для стройки в стесненных условиях. Большинство использовали двигатели собственного изготовления. Причем не редкость была установка солидных четырехтактных моторов. А модель KY10 (1959 года), выпущенная фирмой Kurogane, стала одним из самых мощных грузовых трициклов за всю историю автомобилестроения. На этой машине устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом в 1,5 литра, развивавший мощность 62 л.с. Скорость была вполне солидной — 85 км/ч.

Некоторые, как Aichi, покупали моторы за границей. Например, на малые Cony ставили половинку оппозитного четырехцилиндрового двигателя Volkswagen. На Cony Giant (!) — полную версию. Размещался двигатель — что, кстати, характерно для всех японских трициклов — под сидением водителя. А вот переднеприводных моделей японцы не выпускали принципиально.

С середины 60-х мода на трициклы в Азии стала затухать. Бывшие производители «трехколесок» плавно перешли на минигрузовики традиционной компоновки. С новой силой она вспыхнула буквально недавно — со второй половины 90-х, т.е. одновременно с бурным развитием капитализма в Китае. Количество фирм, фирмочек и просто артелей, производящих трехколесные грузовички, просто не поддается подсчету. Тем более, что чуть ли не каждый месяц кто-нибудь разоряется, а кто-то, наоборот, открывает свое дело. Качество колеблется от приличного до невообразимо ужасного. По понятным причинам, китайские минигрузовички на трех колесах — редкость на дорогах бывшего СССР.

СОВЕТСКИЕ ТРЕХКОЛЕСНЫЕ

В СССР вплоть до 1946 года к трициклам никакого интереса не проявляли по очень простой причине. До войны все легковые и грузовые автомобили рассматривались как потенциальные кандидаты если не для службы в РККА, то хотя бы для мобилизации в случае войны. После окончания Второй мировой ситуация несколько изменилась. Во-первых, многочисленным инвалидам понадобился простой в обслуживании, легкий и, что было немаловажно, недорогой транспорт. Ведь выдавали его бесплатно, потому государство вполне резонно хотело сократить расходы. Во-вторых, в конце 50-х появились первые советские мотороллеры, почти дословно повторяющие итальянские и немецкие образцы. Вполне логично было бы скопировать и их грузовые модификации. Или создать их «по мотивам» с нашими советскими доработками.
Первые трициклы были сконструированы на основе мотоцикла К-1Б (трофейный DKW). Далее в 1951 году появилась мотоколяска С-1Л с мотором от ИЖ-49 (тоже, кстати, копия DKW). Однако грузовые версии задержались. Только в 1957 году Тульский машиностроительный завод освоил выпуск «товара народного потребления» — почти точную копию немецкого мотороллера Goggo-Roller. Назывался он «Тула» Т-200 (цифры намекали на рабочий объем двухтактного двигателя). В том же году на Вятско-Полянском машиностроительном заводе (ВПМЗ, г. Вятские Поляны; ныне ОАО «Молот») наладили производство упрощенной и чуть измененной (в сторону некоторого увеличения размеров и веса) копии Vespa — «Вятка» ВП-150.

Ну и стоит сказать, что для желающих приобрести качественную современную мототехнику есть хорошая новость: вас ждут магазины мототехники в ТЦ на Авиамоторной, где вы найдете большой выбор вело и мото техники для экстрима. Подробнее: http://sportex-tc.ru/shops/view/extrime-technic.html

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

8 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.