Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Изящный грузовоз Ми-26. Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

В 80-е гг. в ОКБ прорабатывалась возможность создания тяжелого вертолета-крана Ми-26К с «обрезанным» фюзеляжем и измененными опорами шасси



Вместительный фюзеляж, хорошая аэродинамика и другие уникальные характеристики Ми-26 идеально подходили для размещения различной аппаратуры и оборудования. Естественно, разработчики и производители неоднократно пытались создать новые проекты и модификации на его базе. Не остался в стороне и заказчик, как военный, так и гражданский. Результатом стало появление множества проектов, разрабатываемых, как правило, в инициативном порядке, и гораздо меньше модификаций, доведенных до серийного производства.

Созданная в 1983 г., 12 января 1985 г. в серийное производство была запущена гражданская версия вертолета, получившая обозначение Ми-26Т. Демилитаризованный вариант отличался от военного, прежде всего, дополнительным радиосвязным навигационным и специальным гражданским оборудованием. На нем не устанавливались бронирование, устройства выброса ЛТЦ и шкворневые установки для стрелкового оружия. Специальное оборудование повысило возможности машины при работе с грузами на внешней подвеске. Так, система азимутальной ориентации груза (САОГ) обеспечивает его фиксирование в оптимальном положении при транспортировке и ориентирование на висении. Система гашения колебаний через автопилот парирует возможную раскачку груза. Весоизмерительное электронное устройство позволяет определять массу груза на режиме висения с точностью до ±1 %, а электрозамки ДГ-65 или ВТДГ-20 дают возможность отцеплять его без такелажника. Система внешней подвески, оснащенная специальной оснасткой типа «Спрендер», обеспечивает транспортировку стандартных морских контейнеров без участия такелажников. Универсальная стабилизирующая платформа (УСП) позволяет увеличить скорость транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов (типа домика, контейнера, трубы) на внешней подвеске до 200 км/ч и значительно уменьшить расход топлива. Кроме того, в арсенал Ми-26Т вошли автоматический трубный захват для работы с трубами большого диаметра и грузозахват для транспортировки древесины в горных районах.

Машина была сертифицирована Авиарегистром МАК, и 27 сентября 1995 г. вертолет получил обозначение Ми-26ТС («С» — сертифицированный), после чего стал базовым вариантом для дальнейшего развития. Сертификационные требования, разработанные на основе требований России по нормам летной годности НЛГВ-2, гармонизированных с Федеральными авиационными правилами США (FAR-29), по 25-ю поправку включительно, предусматривали доведение конструкции вертолета Ми-26Т до уровня Ми-26ТС и были направлены на повышение уровня безопасности полетов, улучшение противопожарной безопасности, повышение надежности, замену устаревшего оборудования.
В 1985 г. была создана модификация Ми-26А с объединенными системами управления и навигации для автоматического захода на посадку и снижения в заданном месте. Она была оснащена новым пилотажно-навигационным комплексом НПК-26-1, позволяющим перевозить технику, грузы и личный состав в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью.

В 1986 г., после катастрофы на Чернобыльской АЭС, был спешно разработан Ми-26С, предназначенный для проведения дезактивационных работ. В грузовой кабине вертолета установили бак для специальной жидкости, а снизу фюзеляжа — систему опрыскивания.

В этом же году был создан вертолет радиоэлектронной борьбы Ми-26ПП, предназначенный для подавления систем ДРЛО и Н.
В 1987 г. на МВЗ для ведения геологоразведочных работ построили летающую лабораторию Ми-26Л235.

В 1988 г. на МВЗ разрабатывался вертолет-топливозаправщик Ми-26ТЗ. В дальнейшем было принято решение изготовить комплект топливозаправочного оборудования (ТЗО), который мог бы устанавливаться в любой Ми-26, Ми-26Т, Ми-26ТС. Вариант, доработанный в Ростове под ТЗО, который правильно было бы назвать Ми-26 с ТЗО, поднялся в воздух только 1 февраля 1996 г. Вертолет предназначен для оперативной доставки ГСМ и автономной заправки на земле различной техники, в т.ч. авиационной. В его грузовой кабине устанавливается комплект ТЗО модульной конструкции, состоящий из двух тележек с топливными баками, насосными агрегатами и пультами управления. Кроме того, в состав оборудования входят тележки с четырьмя раздаточными рукавами для авиационного и десятью для дизельного топлива. Объем перевозимого горючего составляет 14000 л, смазочных материалов — 1040 л (52 канистры по 20 л), время переоборудования — 1 ч 25 мин, развертывания и свертывания — от 10 до 25 мин. Баки ТЗО могут использоваться для увеличения перегоночной дальности вертолета. На «Роствертоле» построена небольшая серия комплектов ТЗО. Впервые в практике Вооруженных Сил России вертолет-топливозаправщик Ми-26 с ТЗО произвел заправку наземной бронетехники в ходе военных учений в ноябре 2011 г. под Челябинском, на поле условных боевых действий. В ходе учений было закачано топливо в баки основных боевых танков Т-72, боевых машин пехоты БМП-2 и бронетранспортеров БТР-80.

В середине 80-х годов, в соответствии с постановлением правительства, МВЗ вел работу по созданию воздушного командного пункта, предназначенного для управления боевыми действиями общевойсковой армии, получившего обозначение Ми-27. Грузовая кабина вертолета разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась радиосвязная аппаратура. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и туалет. Были переоборудованы два серийных вертолета, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где использовалась в качестве наглядного пособия. Существовал также проект переоборудования Ми-26 в командный пункт управления авиацией ПВО.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

2 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.