Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Заложники успешного выбора

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Эскадренный броненосец SMS «Kaiser Barbarossa»



Ранним утром первого дня осени 1939 года из густой дымки, окутывающей Данцигский порт, в его акваторию медленно вошел военный корабль, чья конструкция больше соответствовала началу XX века, а не его середине. Самым малым ходом он вошел в узкий канал у косы Хель, где на полуострове Вестерплатте располагался польский укрепленный пункт. В 04:45 утра, когда расстояние до берега не превышало ста метров, разом открыли огонь орудия главного калибра немецкого линкора — бывшего кайзеровского эскадренного броненосца «Шлезвиг-Гольштейн», начиная первый акт мировой драмы, растянувшейся на шесть лет. Противостоять 24-сантиметровым орудиям, укрытым в бронированных башнях, гарнизону Вестерплатте было нечем…

После того как Германия в начале 90-х годов XIX века ввела в строй целую эскадру броненосцев: восемь — береговой обороны типа «Зигфрид» («Siegfried») и четыре — эскадренных типа «Бранденбург» («Brandenburg»), всем морским державам стало ясно, что обороной своих берегов новоявленная Германская империя ограничиваться не собирается. А вопрос о господстве на море и, соответственно, контроле над мировыми торговыми путями не мог быть разрешен без постройки сильного линейного флота. Причем построен должен быть этот флот в достаточно короткий промежуток времени, дабы избежать устаревания кораблей «на стапелях». К тому же было ясно, что основным противником германского флота будет именно флот британский, а не французский или российский. Имея превосходную армию и выгодное стратегическое положение, Германия имела все основания полагать, что в борьбе против этих двух империй флот не потребуется. А вот поставить на колени Великобританию — или хотя бы принудить ее к миру на выгодных для Германии условиях — без сильного флота и угрозы десанта на Острова было бы невозможно. И пример Наполеона был в этом смысле показателен.

Для того чтобы построить такой флот, бросив вызов могущественному и очень богатому противнику, нужно было выбрать верную стратегию строительства этого самого флота. Надо отдать должное и немецким кораблестроителям, и германским адмиралам, и лично императору Вильгельму II (просто «заболевшему» флотом) — такая стратегия была найдена. Суть ее определялась несколькими тезисами:
— серийность производства;
— преемственность между типами броненосцев;
— избежание крайностей в проектах кораблей.

Проанализировав свой уже имеющийся опыт в проектировании и строительстве броненосцев, соизмерив его с финансовыми возможностями империи и мощностями верфей, немецкие кораблестроители «уперлись» в фактор, который они не могли самостоятельно обойти. Этим фактором был 98-километровый Кильский канал (в описываемое время назывался «Каналом кайзера Вильгельма» («Kaiser-Wilhelm-Kanal»)), конец строительства которого приходился на 1895 год. Этот канал позволял германскому флоту свободно маневрировать своими силами между двумя театрами военных действий — Балтийским и Северным морями. И именно заложенная проектировщиками этого канала осадка и ширина кораблей, которые он мог через себя пропустить, и стали определяющим фактором для всех германских броненосцев.

Эскадренные броненосцы типа «Kaiser Friedrich III»

Проектные работы по новым броненосцам, которые должны были определять путь развития кайзеровских линейных сил, начались в 1892 году и продолжались до 1894 года.
Тот лимит умеренного водоизмещения, который был выдан Имперским морским ведомством, проектировщики снова использовали наилучшим образом. Отказавшись от крайностей, которые в Великобритании, Франции и Италии часто выбирались в пользу либо одних, либо других боевых качеств, немцы создали оптимальный проект довольно гармоничного (и, честно говоря, КРАСИВОГО) корабля. Наружные обводы корпуса обеспечивали хорошую мореходность, скорость хода поддерживалась в пределах средних значений своего времени, вооружение броненосца было признано самими немцами достаточным.

Проект броненосца по своей конструкции представлял собой высокобортный башенно-казематный броненосный корабль с двумя бронированными вращающимися башнями артиллерии главного калибра в оконечностях, десятью казематами по всему периметру надстройки и шестью вращающимися башнями артиллерии среднего калибра в средней части корабля, двумя бронированными боевыми рубками, главным броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня и бронированной палубой выше и ниже ватерлинии. Кормовую оконечность защищала только бронированная палуба, расположенная ниже ватерлинии. Для защиты легкой артиллерии были установлены броневые щиты.
Форма корпуса новых кораблей отличалась от корпуса броненосцев типа «Бранденбург», имея более широкий мидель и более острые оконечности, в то время как полубак был продолжен в корму до грот-мачты. Высоту надводного борта в корме уменьшили. Подъем днища в носовой части корабля был менее крутой, а форштевень представлял собой еще более ярко выраженный и удлиненный таран.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

4 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.