Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Два берега — две стратегии

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Внешняя подвеска ракето-торпеды высотного сброса РАТ-52 на опытном самолете Ил-28Т.

Проверка учебной высотной торпеды 45-36МАВ перед подвеской на самолет Ту-14Т 6-го МТАП ВВС Черноморского флота

Торпедоносец Ту-14Т несколько отставал от Ил-28 по скорости и высотности, но выигрывал в дальности и имел больший отсек вооружения.



Доминирующее положение стратегической авиации ВВС США, которая, став единоличным хозяином большой атомной дубины, претендовала на формирование всей американской военной стратегии и даже политики, не устраивало американских адмиралов, которые полагали свою роль в войне в Европе выдающейся, а на Тихом океане — решающей. К августу 1945 г. в их распоряжении был сильнейший флот в мире — 6768 вымпелов! Но уже к 30 июня 1946 г. в его активном составе ВМС США осталось 1248 кораблей и судов, при этом число больших авианосцев уменьшилось с 28 до 15, а легких и эскортных — с 71 до 10. Пропорционально сокращению тоннажа упал и «вес» адмиралов в раскладе сил на американском политическом Олимпе.

В Вооруженных Силах СССР все виды были формально равноправны, а политические решения в военной сфере принимали партийные органы, которые не выдвигались теми или иными группировками генералитета, а стояли над ними. Но на практике утвердился «примат» сухопутных войск. Между тем нарождающиеся военные блоки в жестком противостоянии Восток — Запад разделяли не только сухопутные границы, но и водные пространства трех океанов — Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.
Советское руководство планировало постройку новых кораблей всех типов вплоть до авианосцев, но в условиях послевоенной разрухи это оказалось нереально, и план был своевременно скорректирован. Главными задачами нового флота СССР остались оборона берегов и блокада коммуникаций. Инструментом этого стали подводные лодки и авиация, которые должны были препятствовать ударам с моря, десантам и доставке войск и грузов у наших берегов, а в перспективе — из США на Европейский и Азиатский театры военных действий, а также блокировать снабжение США извне. Новых надводных кораблей у СССР пока было мало, и это, как мы увидим ниже, привело к существенным изменениям в задачах патрульной авиации ВМС США.

В 62-м выпуске Авиакаталога мы рассказывали о развитии американских морских тяжелых бомбардировщиков в годы II мировой войны. Новый импульс эта тематика получила в 1944 г., когда возобновились работы по самолету Локхид P2V «Нептун» (НиТ ¹8-10 2012 г.), а фирма «Мартин» получила заказ на патрульный бомбардировщик Р4М. Первых фирма «Локхид» построила 1074 штуки, из них 1032 могли нести фугасные бомбы и противокорабельные торпеды Mk. 13. Большой запас топлива позволил самолету «Нептун» установить мировой рекорд дальности полета, но скорость и высотность его для бомбардировочных операций были недостаточны.

Фирма «Мартин» пыталась решить эту проблему, поставив на каждой консоли по 28-цилиндровому двигателю Пратт-Уитни R-4360-4 в 3500 л.с. и турбореактивному Аллисон J33-A-23 тягой 2087 кгс на взлете за ним. Первый опытный ХР4М-1 «Меркатор» впервые взлетел 20 октября 1946 г., вскоре облетали и второй, а в 1947 г. фирма получила заказ на серию. Но из-за проблем с силовой установкой передача серийных Р4М-1 в патрульную эскадрилью VP-21 состоялась только в 1950 г., а после выпуска 19-ти самолетов их выпуск был прекращен.

Перейти к полному тексту статьи: Часть 1, Часть 2

Ответить

2 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.