Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

АО «МОТОР-СИЧ» — вторая жизнь вертолетов

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Средний транспортный вертолет Ми-8МСБ

Турбовальный двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е

Легкий многоцелевой вертолет Ми-2МСБ

Турбовальный двигатель АИ-450М



Вертолетная тематика традиционно занимает одно из ведущих мест в опытно-конструкторской и производственной программе АО «МОТОР СИЧ». Начало этому было положено в 1947 г., когда в ОКБ предприятия под руководством известного конструктора авиадвигателей А.Г. Ивченко был создан первый в мире специализированный мотор для вертолетов – поршневой АИ-26. Он устанавливался на первый советский серийный вертолет Ми-1.

В настоящее время АО «МОТОР СИЧ» широко известно как изготовитель нескольких тысяч турбовальных двигателей семейства ТВ3-117 (включая ВК-2500) для военных и гражданских вертолетов среднего класса, таких как Ми-14, Ми-24/Ми-25/Ми-35/, Ми-8МТ/МТВ, Ми-17, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52 и их модификаций. Здесь же производятся самые мощные в мире турбовальные двигатели Д-136 для самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26 и его модификаций.
Двигатели АО «МОТОР СИЧ» поднимают в небо вертолеты более чем в 60-ти странах мира.

С целью дальнейшего повышения летно-технических характеристик вертолетов и их эффективности при эксплуатации в высокогорных районах и в странах с жарким климатом, в сентябре 2007 г. на АО «МОТОР СИЧ» завершены работы по созданию вертолетного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В. В работу двигателя введен режим «продолжительной взлетной мощности», предусматривающий, при необходимости, непрерывное использование взлетного режима обоих работающих двигателей до 30-ти минут.
По своим характеристикам этот двигатель соответствует современным техническим требованиям и имеет выданные в 2007 г. Сертификаты типа № СТ 267 АМД Авиационного регистра Межгосударственного Авиационного Комитета и №ТД 0035 Государственной авиационной администрации Украины. В 2009 г. двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В принят на вооружение МО Украины.

В 2007 г. двигатель прошел испытания в ТБК ЦИАМ по определению основных технических данных и высотно-скоростных характеристик, а также по оценке эксплуатационных характеристик и работоспособности систем двигателя. Во время этих испытаний двигатель обеспечил устойчивый запуск до высоты 6000 метров и устойчивую работу на высоте 9000 метров во всем диапазоне возможных в эксплуатации температур наружного воздуха.

В ходе испытаний в 2010 году на Конотопском авиаремонтном заводе «Авиакон» вертолет Ми-8МТВ с двигателями
ТВ3-117ВМА-СБМ1В поднялся на рекордную высоту — 8100 метров.

В 2011 г. двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В успешно прошел государственные стендовые испытания в России и подтвердил свое соответствие требованиям технического задания Министерства Обороны Российской Федерации.

В 2012 г. двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В успешно прошли предварительные летные испытания в составе вертолета Ми-8МТВ-5-1 на ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» после чего вертолет был передан Министерству Обороны Российской Федерации и сейчас проходит специальные совместные летные испытания.
Для применения в проектах новых вертолетов разрабатываются модификации двигателя — ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 1 серии с электронно-цифровой САУ (FADEC) и ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 2 серии с новым электронным регулятором. Использование новых САУ приведет к дальнейшему улучшению характеристик двигателей и вертолетов.
Двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4 и 4Е серии (с воздушной или электрической системами запуска) являются модификациями двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В и предназначены для ремоторизации ранее выпущенных вертолетов типа Ми-8Т с целью улучшения их летно-технических характеристик, особенно при эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорных взлетных площадок. Двигатели поддерживают мощность до более высоких значений температур наружного воздуха, высот базирования и полета по сравнению с двигателями ТВ2-117, установленными в настоящее время на вертолеты этого типа.

Сегодня в мире повышенным спросом пользуется малая авиация, в связи с этим АО «МОТОР СИЧ» активно участвует в проводимых ГП «Ивченко-Прогресс» работах по созданию малоразмерных турбовальных и турбовинтовых двигателей семейства АИ-450 с мощностью на взлетном режиме 450-600 л.с. По тактико-техническим, экономическим и экологическим характеристикам эти двигатели будут одними из лучших в своем классе.

Сегодня ведутся работы по модификациям этого двигателя — АИ-450М и АИ-450М1 c мощностью на взлетном режиме в зависимости от варианта настройки САУ 400 л.с. или 465 л.с., которые предназначены для ремоторизации ранее выпущенных вертолетов Ми-2, где заменят двигатель ГТД-350.
Первый полет вертолета Ми-2М с новыми двигателями АИ-450М состоялся 10 сентября 2012 г. на аэродроме ОАО «Роствертол», после чего вертолет был отправлен в ОАО «Миль» для проведения дальнейших летных испытаний.

Учитывая изменение конъюнктуры мирового вертолетного рынка, наше предприятие ведет работы по созданию семейства турбовальных двигателей нового поколения — МС-500В в классе взлетной мощности 630...950 л.с., предназначенных для установки на вертолеты различного назначения со взлетной массой 3,5...6 тонн.
По прогнозам экспертов, сектор рынка вертолетов этого класса, благодаря их универсальности, будет одним из самых перспективных в ближайшие годы. Базовым двигателем семейства является МС-500В-01 с мощностью на взлетном режиме 810 л.с. На его основе могут быть созданы модификации со взлетной мощностью от 630 л.с. (двигатель МС-500В) до 950 л.с. (двигатель МС-500В-02).

Разработка двигателей семейства МС-500В ориентирована на создание перспективных, конкурентоспособных с зарубежными аналогами, надежных, легких и экономичных двигателей с малой стоимостью жизненного цикла. Компоновка базового двигателя была выбрана исходя из условия применения высоконапорного одноступенчатого центробежного компрессора при достаточно высоком КПД и обеспечении необходимых запасов ГДУ.

Сегодня АО «МОТОР СИЧ» активно занято работами по вертолетной тематике, одним из направлений которой является модернизация Ми-8 в Ми-8МСБ.
Максимальная масса груза, перевозимого внутри грузовой кабины вертолета Ми-8МСБ, составляет 4000 кг, а перевозимого на внешней подвеске — 3000 кг. Вертолет Ми-8МСБ может быть представлен в нескольких вариантах: транспортный, пассажирский, поисково-спасательный, медицинский, пожарный, сельскохозяйственный, военный.
В сентябре 2012 г., на Международном авиационно-космическом салоне «ABIACBIT-2012», вертолет Ми-8МСБ, оборудованный двигателями нового поколения ТВЗ-117ВМА-СБМ1В серии 4Е набрал высоту 8250 метров, установив таким образом новый мировой рекорд в классе E-lg (категория FAI для вертолетов взлетной массой от 6000 до 10000 кг).
С 2012 года АО «МОТОР СИЧ» освоило выполнение капитального ремонта вертолетов Ми-2 в стандартной комплектации. Ремонт вертолетов производится квалифицированным персоналом на специализированном ООО «ВиАЗ», которое с 2011 года является филиалом предприятия.

При необходимости отремонтированным вертолетам может быть произведена модернизация авиационного и радиоэлектронного оборудования, проведено переоборудование салона.

Поскольку основным недостатком вертолетов Ми-2, оснащенных двигателями ГТД-350, является низкая надежность и недостаточная мощность двигателей, АО «МОТОР СИЧ» разрабатывает и реализовывает программу по ремонту и модернизации вертолетов Ми-2 в профиль МСБ-2.
В настоящее время ведутся опытные работы по вертолету МСБ-2, в котором установлены современные и экономичные двигатели АИ-450М, что улучшит его летно-технические характеристики. Так, ожидается, что в сравнении с Ми-2 вертолет МСБ-2 обеспечит:

— экономию часового расхода топлива более чем на 30%;
— увеличение статического и динамического потолка;
— значительное увеличение эффективности использования вертолета в условиях жаркого климата и высокогорья

АО «МОТОР СИЧ» накопило большой опыт работы с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья и может предложить рынку широчайший спектр новых изделий по вертолетным двигателям перспективных направлений. Таким образом, предприятие шаг за шагом продолжает двигаться по пути освоения вертолетостроительного производства.

Ответить

11 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.