Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Птица счастья завтрашнего дня. ГАЗ-13 "Чайка"

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

«Рентген» ГАЗ-13 на обложке журнала «Техника молодежи» 1959 года. Обратите внимание на щегольскую двухцветную окраску. В таком виде «Чайка» выпускалась только один год



Если бы вам удалось каким-то образом переместиться во времени — лет эдак на 50 в прошлое — и при этом встретить американца и спросить его об автомобиле мечты (англ. — dreem car), он, скорее всего, со вздохом ответил бы вам: «Cadillac Eldorado 1959 year». Вздох означал бы, что машина эта прекрасная, но, увы, слишком дорогая. Самое интересное, что если бы вы задали тот же вопрос гражданину СССР (разумеется, простому автофанату, а не «политически грамотному»), то ответ был бы почти такой же. Разве что вздох был бы потяжелее, поскольку осуществиться такой мечте явно не суждено. Хорошо, а какая была бы четырехколесная мечта на втором месте? На нем, вероятнее всего, оказалась бы «Чайка» ГАЗ-13...

Небольшое отступление. Представьте себе: Киев, к богатому дому подъезжает ГАЗ-13 "Чайка", и из нее выходит... сантехник. Фантастика? По поводу "Чайки" - фантастика, а вот качественные услуги электрика или квалифицированного сантехника в Киеве - более чем реально. Имя этой реальности - "Киевские Инженерные Системы".

К концу пятидесятых отношения между Советским Союзом и США пусть и ненадолго, но потеплели. Летом 1959 года в Москве произошло событие, равному которому не было ни до, ни после. Событие это — знаменитая автомобильная выставка на ВДНХ, на которой перед изумленными москвичами предстали новейшие модели компаний Большой Тройки: General Motors, Ford, Chrysler.
Читатель, хоть сколько-нибудь знакомый с американскими авто конца 50-х — начала 60-х, уже без труда сможет вообразить, какое впечатление произвели на москвичей детройтские ракетопланы на четырех колесах. Сказать, что они смотрелись так, словно сошли со страниц фантастических романов — значит, не сказать почти ничего. Однако не стоит думать, что на ВДНХ пришли совсем уж неподготовленные зрители, ведь советская дизайнерская школа в то время почти не отличалась от американской. Да и конструкция всех послевоенных грузовиков, автобусов, легковых авто и даже тракторов весьма подозрительно походила на «настоящую Америку».

Достаточно только одного взгляда на советские ЗиЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка», появившиеся соответственно в 1958 и 1959 годах, чтобы заметить характерные черты аэростиля. Тут и панорамные стекла, и кили, и интегральные бамперы, и еще многое другое. Ничем не хуже Cadillac — такие же dreem cars, только советские. Правда, на ЗиЛ-111 реально могли ездить единицы. При объеме производства несколько штук в год он становился сверхэксклюзивом, доступным только самой верхушке: генеральному секретарю, членам Политбюро, а также товарищам, имеющим особые заслуги перед партией и правительством. А «Чайка» между тем выпускалась в количестве в 10-20 раз большем. Поэтому со временем на них стали возить не только партийных бюрократов высшего ранга, но даже свадьбы. Получалось, что теоретически прокатиться в «Чайке» мог любой желающий. А вот владеть ею могли немногие. Чтобы купить ГАЗ-13, требовалось специальное разрешение. И получали его, что характерно, единицы. Например, народный артист СССР Муслим Магомаев.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

1 + 10 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.