Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Бронепоезда Вооруженных сил юга России (ВСЮР)

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Угольный полувагон с установленным полевым орудием и прорезанными в бортах бойницами для пулеметов



«Бронепоезда имеют громадное моральное значение, как для своих войск, так и для противника. Работа их происходит на глазах всех участников боя и является тем пульсом, по которому судят об успехе или неудаче. Как только бронепоезд начинает отходить, в душу пехоты закрадывается сомнение. Слова: «бронепоезда отходят» обрекают операцию на данном участке на дальнейший неуспех. Обратно — смелое продвижение бронепоезда вперед поднимает дух пехоты, и она охотно двигается вперед» — из «Наставления для действий бронепоездов в бою», утвержденного 23 марта 1919 года Начальником Военного управления Добровольческой Армии генералом Лукомским.[1]

В отличие от Красной Армии, бронепоезда в составе Добровольческой армии появились не сразу. Причиной тому было отсутствие надлежащей материальной базы для их создания. Как мы помним, большевикам сразу были подконтрольны крупные промышленные районы с надлежащей производственной базой. К тому же, благодаря революционному брожению своих экипажей, в состав Красной Армии начали вливаться бепо бывшей Царской армии. В составе же белых сил Юга их не было вначале вообще! Во время Первого Кубанского похода в феврале-мае 1918 года, направленного на воссоединение сил Добровольческой армии и белых отрядов Кубани, бронепоездов у добровольцев не было. В то время как у противника они имелись. Известен один бой с бронепоездом красных, при переходе дороги у станции Медведовской на линии Екатеринодар — Тимашевская, 3(16) апреля 1918 года. Тогда белым частям под командованием генерала Маркова и полковника Миончинского удалось разбить вражеский бронепоезд, а уцелевшим орудием бепо обстрелять состав с красными. Фактически это и были первые выстрелы добровольцев по противнику с платформы бронепоезда. Вот как описывал этот бой участник тех событий Василий Ефимович Павлов:
«3 (16) апреля. Пятый час утра.

До железной дороги оставалось с версту, когда к генералу Маркову подъехал верховой из дозора и доложил: «В железнодорожной будке виден свет, но на железной дороге никого и ничего не замечено». (Далее Марков в сопровождении трех офицеров заходит в будку к железнодорожникам, от которых узнает, что на станции на данный момент находятся бронепоезд и два эшелона с красногвардейцами. После чего отдает приказ своим подразделениям — приготовиться к бою. Прим.авт.)
… Сейчас подойдет красный бронепоезд. Его мы не должны упустить, — заявил генерал Марков.

Полковнику Миончинскому приказано одно орудие перевести через полотно железной дороги и поставить на позицию для стрельбы по бронепоезду в упор, в бок ему, другое — у переезда, для стрельбы вдоль железной дороги. Полковнику Бонину — сорвать телефонные и телеграфные провода в сторону Екатеринодара. Выслать конных подрывников для подрыва железнодорожного полотна в ту же сторону и как только возможно дальше, причем добавлено:

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

5 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.