Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Я тучи разведу руками… история применения метеосамолетов в СССР/СНГ

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 


Ан-2ЗА (Ан-6)



У военных и гражданских самолетов имеется, что называется, «тысяча специальностей». Здесь и перевозка людей и грузов, и медицинская эвакуация, и поисково-спасательные работы, и борьба с пожарами, и многие другие. Но одной из самых необычных является активное воздействие на погоду, ведь человек давно пытается ею управлять: когда нужно не допустить дождь и, наоборот, вызвать его над засушливыми районами. Пока в этом плане все гладко получается только у писателей-фантастов в их произведениях, где о начале и конце дождей сообщают заранее, с точностью до минуты. В реальной же жизни подобных успехов ученым пока добиться не удалось, хотя за те 60 лет, что они занимаются данной проблемой, определенные достижения имеются. И в этом им, как никто другой, помогает авиация.
Но обо всем по порядку…

История

Начало истории применения самолетов в метеорологических целях относится к 1946 году, когда в ЦАО (Центральной аэрологической лаборатории), созданной согласно приказу по Главному Управлению Гидрометеорологической службы Красной Армии от 8 сентября 1941 года, для исследований атмосферы на малых высотах начали использовать По-2, По-2С и Як-18. При этом стоит отметить, что в годы Великой Отечественной войны для зондирования атмосферы выполнялись полеты на аэростатах и субаэростатах (всего выполнено 136 полетов).
После окончания войны и до конца 40-х годов в метеорологических целях в 37-й осаэ (Якутск) использовались самолеты А-20 и В-25, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу в годы Второй мировой.

Вскоре после окончания войны на минском АРЗ создали метеолабораторию Ли-2 «Метео». На ее борту разместили необходимую аппаратуру и рабочие места аэрологов. Самолет предназначался для исследований атмосферы, облаков, электрических зон в атмосфере, изучения закономерностей распространения радиоволн в различных метеоусловиях и для мониторинга окружающей среды в целях определения зон загрязнения. В последующем было оборудовано еще, как минимум, 3 машины данной версии.
По воспоминаниям участников экспериментов, Ли-2 хорошо подходил для полетов в метеорологических целях, зарекомендовав себя достаточно надежной машиной, способной к тому же держаться в воздухе почти 8 часов.

21 марта 1948 года в Новосибирске совершил свой первый полет самолет «К», разработанный ОКБ О.К.Антонова и предназначенный, в числе прочего, и для зондирования атмосферы и разведки погоды. На данной машине перед килем была оборудована кабина наблюдателя. В последующем путем установки на нее компрессора ТК-19, обеспечивавшего поддержание мощности двигателя в 850 л.с. до высоты 9500 м, на базе самолета «К» был создан Ан-2ЗА (зондировщик атмосферы), он же Ан-6. 9 июня 1954 года на нем был установлен мировой рекорд высоты в своем классе — 11248 м. Однако и эта машина так и осталась опытной. Внешне ее отличительной особенностью был характерный саблевидный винт.
А в 1957-58 гг. была выпущена небольшая серия Ан-2В (высотный) — всего 6 машин, являвшихся упрощенной версией опытного Ан-6 (Ан-2ЗА) и предназначавшихся для разведки погоды.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

2 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.