Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Норвежские «путешественники». Фрегаты типа «Фритьоф Нансен»

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Фрегаты F 310 «Фритьоф Нансен» и А 313 «Хельге Ингстад» в Осло



По состоянию на начало 90-х гг. прошлого века основу эскортных сил Норске Марине — ВМС Норвегии — составляли пять фрегатов типа «Осло». Корабли эти, спроектированные на основе американских фрегатов «Дили» и построенные в середине 60-х гг., были крайне устаревшими, сильно перегруженными оборудованием и вооружением, с архаичными одновальными паротурбинными энергетическими установками. Словом, необходимость их замены вполне назрела. Но если в случае с ракетными катерами и минно-тральными силами развитая норвежская судостроительная промышленность обеспечивала обновление корабельного состава собственными силами, то гораздо более сложные в техническом отношении фрегаты требовали участия в международной кооперации на этапах как проектирования, так и постройки кораблей. Поначалу командование Норске Марине связывало свои надежды с европейским проектом NFR-90. Но крах этого проекта поставил норвежцев в затруднительное положение, усугубляющееся еще и дефицитом бюджетных средств. В конечном итоге, были подготовлены требования к фрегату, оптимизированному для решения задач противолодочной обороны, полным водоизмещением около 3700 тонн, и объявлен международный конкурс для его реализации. После первого тура определилась пара финалистов — германская верфь «Блом унд Фосс» и испанская «Эмпреса Насьональ Базан» («Э.Н. Базан»). Германская фирма продвигала на норвежский рынок свой проект МЕКО А200, испанская же опиралась на проект F-100 (фрегаты типа «Альваро де Базан», строящиеся для ВМС Испании). В конечном итоге, именно испанское предложение было сочтено наиболее подходящим, и в мае 1999 г. фирма «Э.Н. Базан» была объявлена победителем.

Проектирование

Завершение конкурса вовсе не означало окончательного завершения проектирования. Проект-победитель, получивший обозначение 6088NF, существенно отличался от проекта F-100 и предусматривал применение, главным образом, радиоэлектроники и вооружения европейского производства. В процессе доработки проект 6088NF постепенно эволюционировал в направлении F-100. В частности, было принято решение отказаться от европейской радиоэлектроники в пользу американской системы «Иджис» с многофункциональной РЛС AN/SPY-1F концерна «Локхид Мартин». Это повлекло за собой возрастание водоизмещения до 4500 тонн. Подверглась изменению и схема энергетической установки. Поначалу на фрегатах предполагалось применить ЭУ схемы CODLAG — газотурбоэлектрическую, подобную примененной на британских фрегатах типа «Норфолк» (проект 24) и оптимизированную для противолодочных задач. Такая установка, в составе газовой турбины LM2500 и двух электромоторов, должна была обеспечить максимальную скорость около 27 узлов и возможность плавания в «тихом» режиме под одними электромоторами со скоростью до 16 уз. В целях экономии средств от подобной ЭУ отказались в пользу более традиционной дизель-газотурбинной силовой установки схемы CODAG.

Ответить

13 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.