Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Два образа Ричарда III

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Лоуренс Оливье в роли Ричарда III



Меня природа лживая согнула
И обделила красотой и ростом.
Уродлив, исковеркан и до срока
Я послан в мир живой; я недоделан, —
Такой убогий и хромой, что псы,
Когда пред ними ковыляю, лают.
Чем в этот мирный и тщедушный век
Мне наслаждаться? Разве что глядеть
На тень мою, что солнце удлиняет,
Да толковать мне о своем уродстве?
Раз не дано любовными речами
Мне занимать болтливый пышный век,
Решился стать я подлецом и проклял
Ленивые забавы мирных дней.
Я клеветой, внушением опасным
О прорицаньях пьяных и о снах
Смертельную вражду посеял в братьях —
Меж братом Кларенсом и королем...

Знатоки творчества Уильяма Шекспира уже наверняка узнали монолог Ричарда III из одноименной трагедии величайшего драматурга английского Возрождения. В шекспировском изложении Ричард — сначала герцог Глостер, а затем последний король из династии Йорков — кровавый горбун, запятнавший себя немыслимыми злодеяниями, самый, наверное, известный в мировой литературе образ тирана и коронованного убийцы. Он безобразен телом и еще более уродлив душой, ему приписаны чуть ли не все политические преступления эпохи войн Белой и Алой Розы. Ричард собственноручно убивает Генриха VI — свергнутого короля из династии Ланкастеров. Путем коварных интриг он подбивает своего старшего брата короля Эдуарда IV тайно умертвить их третьего брата герцога Кларенса, тем самым расчищая себе дорогу к престолу. После смерти Эдуарда IV он подсылает убийц к малолетним племянникам и узурпирует трон. Одного за другим он отправляет на плаху своих сторонников и с помощью яда избавляется от супруги, королевы Анны, чтобы жениться на племяннице, дочери Эдуарда IV, и упрочить свою власть.
Сила литературной традиции такова, что ее влиянию поддались и многие профессиональные историки, шекспировская трактовка событий прочно закрепилась даже в школьных учебниках. Между тем уже много лет существует довольно обоснованная точка зрения, что такая традиция, мягко говоря, не вполне соответствует исторической истине. Прежде чем начать разбирать эту непростую проблему по косточкам, следует уяснить исторический фон, — чем мы сейчас и займемся.

Война Алой и Белой Розы, междоусобная распря между двумя ветвями английского королевского дома Плантагенетов — Ланкастерами и Йорками — за обладание троном, началась в 1455 г., на тридцать четвертом году официального царствования короля Генриха VI (Ланкастера). Генрих стал королем в десятимесячном возрасте, и, естественно, его именем правили ближайшие родичи, причем за место регента велась жесткая борьба. Когда король повзрослел, он не смог взять бразды правления в свои руки. Считается, что он был слабоумным, хотя, возможно, дядья просто сознательно воспитали его как марионетку, неспособную к самостоятельным действиям.
Постоянная грызня вокруг трона, безвольный король и, как следствие, отсутствие элементарного порядка во многих областях государственного управления все больше и больше раздражали англичан. Кто-то вспомнил, что дедушка нынешнего короля незаконно захватил трон, свергнув собственного племянника Ричарда II. Генриха VI объявили узурпатором, а на трон нашли другого претендента — герцога Ричарда Йорка. Йоркисты избрали в качестве эмблемы белую розу, тогда как эмблемой дома Ланкастеров была роза алая.

Перейти к полному тексту статьи

Ответить

12 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.