Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

И-16 против «мессеров» и «фокке-вульфов». Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Накануне войны И-16 составляли значительную часть нашей истребительной авиации. На фото — пристрелка
вооружения на типе 29 — последней модификации «ишачка»


«Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…»

В ночь на 22 июня германское командование отдало приказ начать исполнение плана «Барбаросса» и на всех участках границы СССР с сателлитами Германии и с оккупированной Польшей от Черного моря до Прибалтики нанести массированные бомбовые и штурмовые авиаудары по военным и гражданским объектам в Прибалтийском, Западном, Киевском и Одесском особых военных округах. Это выполнялось под прикрытием истребителей Люфтваффе. Они уже отработали тактику подобных операций в боях с пилотами английских ВВС, которые в то время отличались самым высоким уровнем подготовки в Западной Европе. По крайней мере, так писали наши и зарубежные справочники, изданные для личного состава частей ВВС перед войной.

Истребительные эскадры противника (Jagdgesch-vadern) были полностью вооружены новыми истребителями Мессершмитт Bf 109 модификаций Е и F. Эти варианты сохраняли значительную степень унификации по планеру, часто заменяемым запчастям (прокладкам, фильтрам и т. п.) и оборудованию, но различались типом пушечного вооружения (орудия Рейнметалл MG FF и Маузер MG 151 соответственно), воздушными винтами, стойками шасси и т. п. Пулеметное вооружение было одинаковое.
Кроме вооружения самолеты Мессершмитт Bf 109F (на фирме это семейство модификаций называли «Фридрих») отличались от описанного в первой части Bf 109Е («Эмиль») слегка уменьшенным крылом со скругленными законцовками, свободнонесущим стабилизатором без подкосов и облагороженной носовой частью, в которой был установлен значительно более мощный двигатель DB 601N или Е. С ним, хотя вес и нагрузка на крыло по сравнению с «Эмилем» выросли, энерговооруженность самолета Bf 109F-2 по сравнению с Е-3 повысилась на 5 %, а F-4 — на 9 %. Вкупе с аэродинамическими улучшениями это дало прирост скорости у земли на 55 и 83 км/ч, а на границе высотности — на 49 и 60 км/ч соответственно, заметно улучшилась скороподъемность. А благодаря тому, что две крыльевые пушки заменили одной моторной, снизилась инертность по крену и улучшилась горизонтальная маневренность.

Если старый Bf 109E имел перед «ишачками» последних типов сравнительно небольшое преимущество в скорости (15–30 км/ч), то Bf 109F-4 обгонял их примерно на 100 км/ч. Потерял И-16 и свое превосходство в наборе высоты и вертикальном маневре. И лишь вираж остался его последним козырем, но и здесь разрыв сократился.
Невзирая на существенные отличия в летных характеристиках, парк истребителей Bf 109E и F составлял монолитную группировку, способную эффективно действовать как единое целое. Ее материальное снабжение значительно упрощалось унификацией запчастей, а пилотов не надо было переучивать при пополнении частей самолетами более новых модификаций.
Структура немецких истребительных эскадр с полностью самодостаточным звеном эскадрильи (staffel) позволяла гибко маневрировать силами, компенсируя меньшую численность самолетов их концентрацией на главных направлениях. Это важно, когда инициатива принадлежит наступающей стороне.

Ответить

3 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.