Архив номеров НиТ

Возвращение штурмовика. (Су-25). Часть 1

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 



Приказом Министра обороны Союза ССР от 16 мая 1957 года штурмовая авиация была упразднена. Полки ВВС, вооруженные поршневыми самолетами Ил-10 и Ил-10М, ликвидировались, производство реактивного штурмовика Ил-40 прекращалось, части, эксплуатирующие реактивные МиГ-15 и МиГ-17, преобразовывались в истребительно-бомбардировочные с изменением тактики. Это решение не учитывало опыт Отечественной войны, малых войн 50-х годов и явилось следствием переоценки роли ракетно-ядерного оружия.
Считалось, что огневая мощь реактивного истребителя-бомбардировщика выросла по сравнению с тем же Ил-10 настолько, что уже не нужно «утюжить» позиции противника, достаточно один раз зайти на цель — и дело будет сделано. Тем более что вот-вот появится малогабаритная атомная бомба. Так думали и у нас, и на Западе, но войны на Ближнем Востоке (противоборство регулярных армий) и во Вьетнаме (вооруженные силы против партизан, гражданских объектов и системы ПВО) показали необходимость штурмовой авиации, тесно взаимодействующей с сухопутными войсками.

Это взаимодействие мыслилось просто. Пехотный батальон посылал требование в штаб разведэскадрильи ВВС на поиск в заданном квадрате, получал аэрофотоснимок и доклад летчика, и вызывал ударные самолеты без согласования с вышестоящим авиационным штабом.

Но большое время подготовки к вылету и низкая точность бомбометания истребителей-бомбардировщиков, таких как F-4 «Фантом» или Су-7Б, делали эту схему нежизнеспособной. Был нужен штурмовик, способный вылететь через 15-20 минут после получения задачи, пройти к цели на большой скорости, найти замаскированный объект атаки самостоятельно, атаковать цель, расположенную в непосредственной близости от своих позиций, после удара быстро уйти из зоны поражения малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА), чтобы снова появиться с неожиданного направления, добить врага, вернуться на базу и в кратчайшее время быть готовым к вылету. Он должен быть массовым и недорогим, простым в эксплуатации, надежным и долговечным, а также обладать повышенной живучестью, и при всем этом должен нести мощное и эффективное вооружение.
Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик отвечал только первому и последнему пунктам этих требований. Время подготовки к вылету F-105 или Су-7Б превышало 60 минут. Они могли совершить скоростной бросок к цели, но чтобы найти опорный пункт, колонну танков или артиллерийскую позицию, не говоря уже о партизанах в джунглях, им надо было снизиться — радар такую цель не видел. У земли диапазон скоростей такого самолета очень узок, не ниже 600…700 и не выше 900…950 км/ч, надо постоянно следить за перегрузкой и углом атаки, а на поиск цели, прицеливание и применение оружия у летчика имеется всего несколько секунд. Сверхзвуковой самолет не мог построить скрытный маневр повторного захода на цель с использованием складок местности, в итоге «все зенитки были его», слабое бронирование и плотное расположение важных систем делали даже 12,7-мм пулю опасным фактором. Цена такого самолета давно перевалила за миллион (и рублей, и долларов), догнала ее и стоимость подготовки летчиков и техников, которые по квалификации сравнялись с инженерами.

Изучая доклады военных советников, работавших во Вьетнаме, отчеты разведки и американскую открытую военную и авиационную прессу, специалисты Военно-воздушной академии им. Жуковского (ВВА) заметили, что в них все чаще упоминается переоборудованный из учебного самолета легкий штурмовик А-37 «Дрегонфлай» (dragonfly — «стрекоза»). Это было неожиданно, ведь там использовалась самая новая техника: F-4, F-105, A-6, A-7, B-52G/H, крошечный кургузый самолетик не смотрелся на их фоне, но получалось, что его эффективность часто была выше, чем у «настоящих» боевых машин.

В 1964 году сменивший Хрущева на высших руководящих постах Брежнев взял курс на восстановление роли обычных вооружений, что было поддержано главкомами Сухопутных войск (СВ) генералом армии И.Г. Павловским и Военно-воздушных сил Маршалом авиации К.А. Вершининым. Они считали, что самолет-штурмовик необходим, но имели о нем несколько различное представление.

Командование СВ видело перспективный штурмовик легким и недорогим самолетом, имевшим лишь простое оборудование и вооружение, но с мощной броней. Базируясь на полевых аэродромах у линии фронта, штурмовые полки подчиняться должны были не командованию войсковых объединений ВВС (воздушных армий, ВА), а штабам общевойсковых армий. Вместе с вертолетами их надлежало объединить в новый род войск в структуре СВ — армейскую авиацию.

Перейти к полному тексту статьи