Архив номеров НиТ

Последние парусные броненосцы

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

«Temeraire»

Чтобы закончить наш рассказ о рангоутных броненосцах и подвести кое-какие промежуточные выводы, мы обратим свое внимание на необычный корабль, который вошел в строй спустя семь лет после того, как в каюте «Кэптена» окончил свой земной путь капитан Коупер Кольз. Это был барбетно-казематный броненосец «Темерер», не вписывающийся, как и злосчастный «Кэптен», ни в какие рамки.

Этот броненосец имел много особенностей, не повторявшихся ни до, ни после него. Он являл собой странный гибрид барбетного и казематного кораблей. Французская пресса с ревностью отмечала, что англичане «украли» у Франции идею барбетного расположения артиллерии, причем — очень удачно. Два из четырех 280-мм дульнозарядных орудий размещались на убирающихся станках Монкрифа в носу и в корме; еще два таких же орудия располагались в передней части центрального каземата и могли стрелять через скошенные амбразуры прямо по носу. В задней части каземата, за 127-мм переборкой, находились четыре 254-мм пушки. Такую несимметричность дополняли и различия в бронировании. Даже одинаковые в принципе барбетные установки имели разную толщину брони: носовая 254 мм, а кормовая — всего 203 мм. Над всем этим разнообразием вооружения и защиты возвышались мачты с оснасткой брига и с площадью парусов более 2300 кв. метров.

Его создание стало ответом альтернативным проектам буквально всех типов британских башенных кораблей, как уже находящихся в постройке, так и планируемых на тот момент (1871 г.). Все они основывались на том, что их вооружение состояло из двух или более тяжелых орудий, которые устанавливались в броневых башнях по диаметральной плоскости в сочетании с несколькими незащищенными орудиями менее крупного калибра. Отличительной чертой всех этих проектов являлся высокий надводный борт, а их тяжелые орудия весом 25…50 тонн устанавливались на специальных поворотных платформах, разработанных кэптеном Скоттом: с помощью гидропривода орудия поднимались над краем броневой башни для производства выстрела, а затем снова опускались внутрь нее для заряжания.

«Темерер» стал первым барбетным (точнее будет сказать — казематно-барбетным) кораблем британского флота. Также он стал самым большим изо всех когда-либо построенных бригов. «Темерер», как тип броненосного линкора, стоит совершенно особняком, поскольку он был сконструирован во многом как опытный корабль-носитель самых больших из тогдашних морских орудий (характерная черта британского кораблестроения — корабль строился как бы «вокруг» орудий, обрастая корпусом, надстройками, машинами и механизмами). В целом он оказался удачным, но с точки зрения отдельных качеств весьма неэкономичным, и не получил развития в последующем.

Совет Адмиралтейства принял решение подвергнуть предложенную систему всесторонней проверке (еще живы были воспоминания о «Кэптене» и неудержимом-одержимом Кользе!), и по конструкции «Темерер» в целом повторял броненосец с центральной батареей Рида, но два из его тяжелых орудий располагались в барбетах на верхней палубе вместо верхнего яруса центральной батареи, как у прототипа — и в этом явно ощущалось влияние французских «комодов». Эскизный проект являл корабль с размерениями 97,5 х 18,29 м — почти такими же, как у «Геркулеса» и «Султана», чьи корпуса были взяты за основу. Впоследствии предпочтения в пользу более поворотливого корабля, как результат господствовавшей в то время таранной тактики, привели к сокращению длины «Темерера» на 12,2 м за счет укорочения его носовой части, «Темерер» имел отношение длины к ширине равное 4,6:1 — самое низкое среди батарейных кораблей (злосчастный «Кэптен» — наоборот, наибольшее, 6:1).

Для того, чтобы как-то сократить высоту надводного борта ввиду тяжелых барбетов, его полубак и полуют получили необычное устройство. Вместо того, чтобы иметь высоту полного межпалубного пространства над верхней палубой для свободного прохода внутрь, они возвышались над ней лишь на 1,2 м, а для входа с верхней палубы приходилось спуститься на несколько ступенек вниз, где в нише находилась соответствующая дверь. Высота фальшборта также оказалась уменьшенной до 1,2 м против обычных 1,8…2,1 м, так что с палубы было видно все море вокруг, однако следствием этого стала гораздо худшая защита от ветра и брызг. Вследствие отсутствия на верхней палубе батареи корабль не страдал от недостатка палубного пространства, причем расположение его барбетов близко к оконечностям давало их орудиям значительные углы обстрела, и в этом отношении «Темерер» стал воплощением идеального рангоутного башенного корабля Рида. Его барбеты весили намного меньше, чем поворотные башни «Кэптена», которые никак нельзя было установить на такой же высоте над водой.