Архив номеров НиТ

Модульные ракеты —открытый путь в ближнее внеземелье

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Старт РН Delta IV Heavy (фото NASA)



Незадолго до того, как были оглашены результаты расследования (12 апреля 2005 г.) причин аварии в демонстрационном полете РН Delta IV Heavy (21 декабря 2004 г.), компания Boeing опубликовала предложения по форсированию ракет данного семейства, рассмотрев пути увеличения массы ПГ (полезного груза), выводимого на низкую околоземную орбиту, до 80 т и выше.

Специалисты согласны, что лунная программа Дж.Буша требует мощной ракеты  — не только для запуска корабля CEV, но и для экономичной доставки других элементов системы. Утверждение ряда экспертов NASA, что самая малая величина удельной стоимости запуска была достигнута на «Сатурне-5» (см. «НиТ» № 7 за 2008г.), породило дебаты о том, что делать далее. Наращивать ли мощности одной из РН семейства EELV (Delta IV Неаvу или Atlas V), двигаться в сторону модификации системы Space Shuttle в тяжелый носитель или создавать абсолютно новую сверхмощную ракету?

От ответа на вопрос «Каким будет новый носитель?» зависят пути реализации инициативы Дж.Буша, точно так же, как решение строить систему Space Shuttle определило размеры и до некоторой степени облик МКС и всех современных КА  — от космического телескопа Хаббла до юпитерианского зонда Galileo. Размерность будущего мощного носителя повлияет на характер самых больших элементов корабля или лунной базы. Ракета, способная вывести на низкую околоземную орбиту сотню тонн, сможет за один раз посылать к Луне большие и сложные конструкции. В то же время носитель меньшей грузоподъемности был бы способен доставлять туда лишь «кирпичики» таких конструкций, каждый блок которых будет нуждаться в сложной и дорогой системе люков и стыковочных узлов.

Особенно остро проблема встанет, если потребуется посылать на Луну или Марс большие установки в целях переработки местных ресурсов, чтобы получить кислород для дыхания и топливо для ракет возврата экипажа на Землю. А именно такой способ заложен в основу инициативы Буша. Подобное оборудование с необходимой производительностью невозможно масштабировать с уменьшением или собрать в космосе (на Луне, на Марсе) из отдельных блоков.

Таким образом, в деле освоения Луны и Марса (именно освоения, а не исследования, как в программе Apollo) размер носителя будет играть решающее значение. Чем меньше циклов сборки будет производиться (не важно - на околоземной орбите или на Луне), тем лучше. Очень большая ракета, которая сможет доставить необходимый груз непосредственно на лунную (или марсианскую) поверхность, сэкономит в результате время, силы и деньги, которые могут быть потрачены на решение других задач.
Тщательный расчет экономической эффективности проекта тяжелой РН  — далеко не единственный фактор, влияющий на принятие необходимых решений. ВВС США, вероятно, не будут против дальнейшего «форсирования» семейства EELV  — это уменьшит и их издержки. Во Флориде и в городах, занятых в программе Space Shuttle, многие заинтересованы в транспортной системе, созданной на базе шаттла, чтобы сохранить свои рабочие места и не выбросить на свалку огромные капиталовложения в наземную инфраструктуру, как это в свое время случилось с «Сатурном-5». Но если это сведется к «подковерной борьбе» между лоббистами NASA и министерства обороны, то у Пентагона шансов на победу больше.

Перейти к полному тексту статьи