Архив номеров НиТ

«Раптор» готов к бою. Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Сброс малокалиберной бомбы с внутреннего бомбоотсека F-22


Продукт «холодной войны»

В октябре 1986 года программа вступила в фазу демонстрации и оценки (Demonstration and Validation, Dem/Val): рабочее проектирование и строительство прототипов. Проект «Локхид» получил официальное обозначение YF-22A, а «Нортроп» - YF-23A.

Министерство обороны (МО) США выдвинуло жесткие требования к стандартизации, например, проектирование от мелких деталей до увязки всего самолета должно было вестись только с использованием САПР CATIA. Кстати, F-22 и F-23 должны были стать первыми летательными аппаратами, вся конструкторско-технологическая документация на которые выполнялась бы в только электронном виде без бумажных носителей, но цеха все еще работают с бумажными копиями чертежей, техпроцессов и т.п., что лишило эту прогрессивную идею смысла.

К середине 80-х был сертифицирован большой пакет компьютерных программных комплексов для расчета передаточных коэффициентов СДУ на всех скоростях, высотах и перегрузках, динамики закритических режимов, устойчивости в спутной струе самолета-заправщика, работы двигателя в момент пуска ракеты, радиолокационной и тепловой сигнатуры, но и с ними обойтись без натурных экспериментов не удалось. Кроме продувок «живых» самолетов в аэродинамических трубах NASA в Лэнгли (в т.ч. в вертикальной «штопорной» трубе), статических и ресурсных испытаний, проводились замеры ЭПР и ИК-сигнатуры прототипов на пилонных стендах, отработки силовой установки, вооружения и оборудования на земле. Были построены стенды динамических режимов ЭДСУ, совместимости систем, боевой живучести и многое другое. Наконец, был создан целый ряд летающих лабораторий (FTB, Flying Test Bed). Особое место среди них заняли комплексные ЛЛ системы электродистанционного управления и искусственной устойчивости, прицельно-навигационного оборудования и вооружения. Базой таких ЛЛ стали пассажирские самолеты – ВАС-111 для YF-23A, а управление и вооружение YF-22A отрабатывалось на Боинге-757.

После переоборудования эта классически красивая машина приобрела настолько необычный вид, что получила прозвище “Catfish” – каракатица. На ней смонтировали нос YF-22 с основной антенной РЛС, сразу за ним сделали объемистые наплывы, в которых установили боковые решетки и другие сенсоры системы, различные антенны, имитаторы головок ракет и т.п., воздухозаборники систем кондиционирования испытуемой аппаратуры разбросали по всему фюзеляжу. Наверху фюзеляжа сразу за кабиной установили макет крыла с имитаторами флаперонов. Весь пассажирский салон заняли компьютеризированные места инженеров-испытателей, в том числе макет кабины истребителя с органами индикации и управления.

Результаты экспериментов на этой ЛЛ и на наземных стендах настолько отличались от расчетных данных, что в июле 1987 года руководство «Локхида» неожиданно решило перечеркнуть почти все, что было сделано с 1985 года и начать с чистого листа. Теперь надо было не только объяснить, куда делись гигантские деньги, выделявшиеся фирме, но и доказать, что в изменениях нуждается не только проект, но и согласованное ТЗ.

Это позволило «Нортропу» раньше завершить сборку первого прототипа ATF. Он не имел РЛС, а ракетное вооружение было макетным и не соответствовало ТЗ – лишь один отсек под 4 AIM-120. Система управления не обеспечивала заданного диапазона маневрирования (правда, была гарантия NASA выхода из любого вида штопора как с закрытым, так и с открытым отсеком). В 1989 году сборку YF-23A №1 с двигателями YF119-PW завершили. В конце 1989 года его перевезли на базу Летно-испытательного центра ВВС США Эдвардс, и 27 августа 1990 года летчик-испытатель Пол Метц поднял первый истребитель V поколения в воздух.

Хотя уже в этом 20-минутном полете был отказ (одна основная стойка шасси не встала на замок убранного положения), испытания YF-23A шли энергично. За первых 5 полетов самолет успел преодолеть звуковой барьер на форсаже, так и без него, начать проверку устойчивости и управляемости на маневре и дозаправиться от танкера КС-135. За три месяца первого этапа испытаний самолет сделал 74 полета.

29 сентября 1990 года шеф-пилот «Локхида» Дэйв Фергюссон начал испытания YF-22A. Через месяц он впервые преодолел звук, еще через месяц дошел без форсажа до числа М=1,58 и М=2,0 на форсаже (прототип «Нортропа» достиг только М=1,43 вместо расчетных 1,8). В ноябре 1990 года YF-22 показал замкнутые виражи с перегрузкой 7-9 на углах атаки до 600. YF-23A был легче, но рассчитывался на перегрузку +7 и углы атаки до 250, что уже было маловато – в СССР начались испытания сверхманевренных МиГ-29М и Су-27М. Наконец, в том же месяце YF-22A выполнил пуски ракет AIM-120 и AIM-9, правда, без наведения – РЛС еще не было и не работал ИЛС.

Перейти к полному тексту статьи