Архив номеров НиТ

Французские самолеты семейства Etendart. Часть 1

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Самолет-разведчик Etendart IVР



Появление ядерного оружия изменило не только расстановку сил в мировом порядке, но и определило пути развития военной авиации в первые пять лет после окончания Второй мировой войны. Приоритетным направлением для стран, обладающих ядерным оружием, стало создание тяжелых бомбардировщиков для доставки ядерных бомб и истребителей для сопровождения своих  — и уничтожения чужих бомбовозов.

На дальнейшие события сильное влияние оказали война в Корее и создание военного блока NАТО.

Корейская война показала, что грядущие вооруженные конфликты не обязательно будут ядерными. Скорее всего, стоило готовиться к затяжным войнам, в которых основная тяжесть боев ляжет на сухопутные войска. А роль ВВС будет заключаться не только в отражении налетов вражеских ядерных бомбардировщиков, а и в прикрытии и поддержке пехоты, и в нанесении ударов по наземным целям, и в тактической воздушной разведке, и т.д., и т.п. В общем, все возвращалось на круги своя.

Американцам в Корее с большим трудом удалось справиться с этими, казалось бы традиционными для авиации, задачами. Например, специализированного штурмовика их ВВС не имели. Пришлось использовать для ударных целей устаревшие истребители Р-51 Mustang и реактивные истребители F-80, F-84 и F-86. Их бомбовая нагрузка, дальность полета и точность применения вооружения по наземным целям оставляли желать лучшего. И кто знает, как бы развивались события, если бы не палубная авиация, в составе которой находилось достаточное количество специализированных штурмовиков А-1 и AU-1. Именно они и вынесли на себе все тяготы и невзгоды непосредственной воздушной поддержки в Корейской войне.
Наконец, объединение стран в единый военный блок  — NАТО — требовало определенной унификации вооружений. Безусловно, в первую очередь это касалось средств управления войсками и связи. Западные военные специалисты начали думать и о стандартизации образцов авиационного вооружения. Ну почему бы не сделать легкие и дешевые стандартные самолеты?
Начали с самого необходимого  — со штурмовика.

В декабре 1953 года штабом NАТО были выпущены тактико-технические требования на легкий одноместный самолет для поддержки наземных войск, состоящие приблизительно в следующем:
1. Самолет предназначен для боевых действий в диапазоне высот до 1500 м. Поэтому у конструкторов не было необходимости в герметизации кабины летчика.
2. Вес пустого самолета не должен превышать 2270 кг.
3. На самолете должно быть установлено стрелковое вооружение из двух пушек калибра 20 мм с 200 снарядами, либо двух пушек калибра 30 мм со 120 снарядами. Кроме того, под крылом самолет должен нести 12 неуправляемых ракет калибра 76 мм, две бомбы по 227 кг и два зажигательных бака с напалмом. На самолете должен быть установлен гироскопический прицел и легкое бронирование.
4. Оборудование самолета должно включать: противоперегрузочный костюм, систему опознавания «свой-чужой», высокочастотную радиостанцию, оборудование для определения расстояния до радиомаяка и для посадки по приборам.
5. Во время выполнения боевого задания самолет 30% времени должен летать со скоростью, соответствующей числу М=0,95 (1170 км/час), а остальное время — со скоростью 650 км/час.
6. Самолет должен обладать высокой маневренностью  — скорость крена должна составлять не менее 110 градусов в секунду, при скорости М=0,9 на уровне моря. Самолет должен иметь воздушные тормоза.
7. Взлетная дистанция самолета не должна превышать 900 м при взлете с травяного аэродрома.
8. Была установлена следующая типичная программа выполнения боевого задания:
а) полет в район цели на расстояние 240 км со скоростью 650 км/час;
б) поиск цели за 8—10 минут при той же скорости;
в) при возвращении на базу полет на расстояние 150 км со скоростью, соответствующей числу М=0,95, и оставшееся расстояние (над своей территорией) со скоростью 650 км/час.

Перейти к полному тексту статьи