Архив номеров НиТ

Попутный газ. Хлопотно и дорого? Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Блочно-модульные энергокомплексы переработки ПНГ



Непредельные углеводороды в небольшом количестве (около 5%) являются практически единственным не содержащимся в природной нефти классом соединений, образующимся в заметных количествах при проведении процесса на кобальтовых катализаторах. Их содержание в нефти не нормируется, а их получение является одной из основных целей нефтехимической переработки природной нефти.

Таким образом, по всем показателям, определяемым стандартом, СЖУ (синтетические жидкие углеводороды) могут быть отнесены к наиболее ценным сортам нефти. С экономической точки зрения наиболее рациональным использованием СЖУ была бы их раздельная транспортировка с промыслов как более ценного и дорогостоящего продукта, особенно с точки зрения отсутствия серосодержащих соединений и высокой концентрации легких (светлых) фракций.

Однако трудность и высокая стоимость такой раздельной транспортировки диктует более реальную схему их транспортировки в составе добываемой нефти, при этом за счет разбавления СЖУ потребительские качества нефти возрастают.

Проведенные ведущими мировыми компаниями исследования синтетического топлива на основе цикла газохимической переработки (GTL — международное обозначение «Gas to Liquids» — «газ в жидкость») природного газа и сжигаемого в факелах попутного нефтяного газа в «синтетическую нефть» и синтетическое жидкое топливо (СЖТ) показывают явное преимущество синтетических топлив перед натуральными по целому ряду параметров.

Данная технология успешно развивается зарубежными компаниями (к 2015 году компания «Shell» прогнозирует 15% долю производства синтетического дизельного топлива из газа от 100% мирового обьема), особенно в странах, имеющих запасы природного газа, но удаленных от рынков сбыта.
Продукт переработки газа по технологии GTL — синтетическая нефть — имеет:

— высокую добавленную стоимость по сравнению с природным газом;
— может транспортироваться как нефть и нефтепродукты (по существующему нефтепроводу, морским, ЖД, автомобильным транспортом) без создания дополнительной инфраструктуры;
— превосходит природную нефть по качеству и по стоимости;
— синтетическое моторное топливо, произведенное по технологии GTL, соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5.

Моторное топливо, полученное с использованием технологии GTL, по эксплуатационным показателям превосходит топливо, полученное из природной нефти.
Синтетическое дизельное топливо, полученное по технологии GTL («газ в жидкость»), соответствует современным экологическим требованиям Евро-5 и Евро-6, а по эксплуатационным показателям превосходит топливо, полученное из природной нефти. Кроме того, синтетическое дизельное топливо, в отличие от газомоторного топлива, не требует внесения изменений в конструкцию двигателя и создания отдельной инфраструктуры для его доставки, хранения и заправки.

Альтернативный путь предложили специалисты ЗАО «Ренфорс-Новые Технологии», которые совместно с ОАО «Мотор-Січ» разработали и запатентовали метод производства из ПНГ «синтетической нефти» и синтетического дизельного топлива на блочно-модульных комплексах с применением оригинальных технических решений, с подбором катализаторов и отработкой режимов работы, позволивших резко снизить стоимость технологии.

В настоящее время готовы проекты блочно-модульных установок GTL с объемами переработки кратным 10 млн.м3/год по сырьевому газу и 50 млн.м3/год. Предусматривается блок очистки газа от сероводорода и меркаптанов. Выход «синтетической нефти» из 1 нм3 газа составляет в среднем 500 г. Срок окупаемости блочно-модульного комплекса GTL (зависит от ряда условий — состава газа, давления, объема и т.д.) не более 3-5лет.

Применение блочно-модульных комплексов GTL позволит в дополнение к текущей добыче природного газа и нефти задействовать ресурсы газа удаленных от магистральных газопроводов месторождений, использовать ресурсы низконапорного газа, нефтяного попутного газа, перерабатывая их в «синтетическую нефть», получать на месторождениях синтетическое дизельное топливо и снизить расходы для северных районов на «Северный завоз».

Перейти к полному тексту статьи