Архив номеров НиТ

Бог морей ВМС США. Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Патрульный P2V-7 — последняя серийная модификация в семействе самолетов «Нептун». На фото машина 135588 из эскадрильи ВМС США VP-7, 1954 г.


РЕАКТИВНАЯ «ДОБАВКА»

Середина 50-х гг. была периодом наиболее массового строительства подводных лодок в СССР. Годовая программа их сдачи доходила до 74 единиц, т.е. каждые 5 дней наш ВМФ получал по одной лодке. В основном это были средние ПЛ проекта 613, обладавшие более высокими ходовыми качествами в подводном положении, вдвое увеличенной глубиной погружения, более совершенным оборудованием и вооружением по сравнению с предыдущими проектами. До 1962 года выпустили 215 лодок, 40 из которых передали Албании, Болгарии, Египту, Индонезии, КНДР, Польше, Сирии, а с 1954 года было развернуто их лицензионное строительство в Китае.
Для борьбы с этой подводной армадой пришлось всерьез заняться повышением характеристик самолета «Нептун», а чтобы перекрыть все районы действий подлодок СССР и его союзников — начать поставку самолетов ПЛО своим союзникам. Было принято политическое решение передать значительное число «Нептунов» Австралии, Аргентине, Бразилии, Великобритании, Голландии, Канаде, Португалии, Франции и Японии. Технические же аспекты решили конструкторы и инженеры «Локхида».
В то время в США взлетные качества и скорость устаревающих поршневых бомбардировщиков пытались повышать за счет вспомогательных турбореактивных двигателей, и, начиная с машины ¹128387, на P2V-5 начали устанавливать дополнительно по два ТРД J-34-WE-34 (а позднее WE-36) тягой по 1474 кгс фирмы Вестингауз на пилонах под крылом. Реактивные двигатели облегчали взлет, и с ними повышались шансы уклониться от атаки истребителей, но при их установке число неуправляемых ракет HVAR под крылом сокращалось с шестнадцати до восьми.

Такие самолеты обозначили P2V-5F. Вспомогательными ТРД оснащались как все последующие модификации, так и некоторые строевые P2V-5, в том числе и экспортные при условии оплаты заказчиком. Это позволило увеличить полезную нагрузку, и на 69 «Нептунов», обозначенных P2V-5FS, установили две радиогидроакустические системы: пассивную AQA-3 «Джезебел» и активную APR-58 «Джулия», обеспечивающие поиск ПЛ на больших глубинах с помощью радиогидроакустических буев (РГБ). Первая обнаруживала подлодку по создаваемым ею шумам, а вторая — путем приема отраженного лодкой эхо-сигнала, возникающего после взрыва отделившихся от буя по радиокоманде зарядов — взрывных источников звука. Системы J/J включали радиоприемное и передающее устройство AN/ARR-58, аппаратуру обработки их сигналов, а также пять пусковых труб для сброса 37-ми буев.

Несколько «пятерок», с которых демонтировали все вооружение и концевые баки, приспособили для запуска беспилотных мишеней BQM-34 «Файерби» фирмы Теледайн Райн и управления ими. Такие самолеты P2V-5FD стояли на вооружении эскадрилий обеспечения боевой подготовки флота VC-1,-3,-5 и -8. Самолеты эскадрильи VC-3 из Пойнт Мугу (Калифорния) обеспечивали экспериментальные работы в Испытательном центре ракетного оружия ВМС США. Несколько P2V-5 из состава VС-8 использовались и для запуска мишеней KDA-4 для тренировки армейских расчетов ПВО. Специфика применения этой модификации требовала хорошей заметности для пилотов истребителей — и они имели самую яркую окраску из всех морских самолетов: киль был ярко-красным, верхняя часть фюзеляжа — белая, каркас кабины пилотов, капоты двигателей и низ фюзеляжа — темно-синие, консоли крыла — желто-оранжевые с красными полосами.

На модификации P2V-5FE установили оборудование радиоэлектронной разведки. «Нептун» заинтересовал также командование ВВС, и для него впоследствии была создана модификация RB-69, о которой мы поговорим ниже.

Успехи в создании акустических гидрофонов и РГБ для противолодочной обороны в период войны во Вьетнаме послужили толчком для использования «Нептунов» в качестве постановщиков акустических датчиков типа «Спин буй» и «Акобуй», предназначенных для контроля перемещения живой силы и автотранспорта противника. В 1967 г. фирма «Дженерал Дайнемикс» переоборудовала двенадцать самолетов, получивших «морское» обозначение P2V-5FS, а в новой унифицированной — OP-2E. Такие самолеты имели непривычный для морского самолета зеленый камуфляж, но отличия по комплектации были еще значительнее. С них демонтировали поисковое оборудование, поисковую РЛС и магнитометр, а также концевые баки. Вместо этого установили устройство выброса акустических датчиков, теле- и фотокамеры, а также РЛС предотвращения столкновения с землей. Самолеты вооружили подвесными контейнерами SUU-11/A с 12,7-мм шестиствольными пулеметами GAU-2B «Миниган» с темпом стрельбы 6000 выстрелов в минуту и боекомплектом 1500 патронов, а также ручными пулеметами и осветительными бомбами.

Перейти к полному тексту статьи