Архив номеров НиТ

На страже мира и капитализма. Американские ракеты наземного базирования. Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Ракета MGM-13 Mace на стартовой позиции.
Пусковая установка транспортируется седельным тягачом FWD co. Terracruzer MM-1


ТМ-76 (MGM-13) «Мэйс»

Как уже отмечалось, одним из главных недостатков ракеты «Матадор А» была большая длительность цикла предстартовой подготовки, в боевых условиях пагубно сказавшаяся бы на выживаемости ракетных подразделений. В то же время флот принял на вооружение КР «Регулус I» разработки фирмы «Воут», цикл предстартовой подготовки которой был существенно короче. В 1954 г., несмотря на жесткую межвидовую конкуренцию, имевшую место в то время в американских вооруженных силах, командование ВВС даже рассматривало возможность заказа варианта «Регулуса I» для наземного базирования. Эта весть не на шутку встревожила менеджмент концерна «Мартин» — ведь заказ мог достаться конкурентам. В сжатые сроки был предложен эскизный проект «Матадора В», отличавшегося, как уже говорилось выше, уменьшенным временем предстартовой подготовки и автономной системой наведения. Именно система наведения выгодно отличала «Матадор В» от «Регулуса I» — последняя хотя и имела дальность полета 980 км, но она обеспечивалась лишь в том случае, если полет контролировался с самолета с РЛС. В случае применения наземного радара дальность ограничивалась радиогоризонтом, и по этому параметру ракета не превосходила бы «Матадор А».

ТМ-61В «Матадор В» был снабжен складывающимся крылом, а его конструкцию приспособили для транспортировки на пусковой установке. Фюзеляж самолета-снаряда удлинили примерно на 1,5 м, увеличив запас топлива. Для компенсации возросшей стартовой массы установили чуть более мощный ТРД «Аллисон» J33-A-41 тягой 2360 кгс (23,13 кН), что позволило удержать скорость ракеты на уровне М=0,9. Также применили новую БЧ W-28, которая при меньшей массе была гораздо более мощной — 2 Мт. Увеличение мощности было необходимо для гарантированного поражения больших площадных целей, а также облегчало разрушение узлов коммуникаций — завалы, затопления и обширные пожары, вызванные взрывом мощной ядерной БЧ, должны были создавать непреодолимые препятствия движению войск. Увеличение мощности также снижало требования к точности попадания ракеты.

Благодаря увеличению запаса топлива дальность стрельбы ТМ-61В возросла до 1300 км. При этом уже не могло быть и речи о применении системы радиоуправления, к тому же одним из ключевых требований к новой ракете была ее автономность — ведь радиоканалы наведения могли быть заглушены противником. На начальной стадии проектирования рассматривалась возможность применения инерциальной системы наведения, но существовавшие в те времена инерциальные устройства не обеспечивали достаточной точности. В итоге, в дополнение к инерциальной системе, на ракете установили систему отслеживания рельефа местности ATRAN (Automatic Terrain Recognition and Navigation System) разработки фирмы «Гудьир». Система ATRAN состояла из РЛС, картографирующей местность, и аналогового (лампового!) компьютера. В специально выбранных районах с высокой радиолокационной контрастностью компьютер включал радар, который выполнял снимок местности. Снимок сличался с эталонным изображением на фотографическом клише, и компьютер в случае необходимости корректировки курса выдавал необходимые команды. Несмотря на примитивность технологических решений, метод наведения позволял обеспечить КВО порядка 500 м на полной дальности стрельбы.

Перейти к полному тексту статьи