Архив номеров НиТ

Кадиллак

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Генри Мартин Лиланд (1843 — 1932) — американский инженер и предприниматель, основатель двух американских автопроизводителей — Cadillac и Lincoln



«Кадиллак» начал выделяться из общей автомобильной массы еще в момент своего появления. В начале ХХ столетия молодые и дерзкие инженеры и конструкторы бросились создавать новые марки и модели. Молодой задор — это, конечно, хорошо, но ему нередко сопутствуют ошибки и промахи. Отсюда и большое количество автомобильных однодневок — мотыльков, сгоревших в одночасье. У «Кадиллака» же все было иначе — его отец-основатель пришел в автомобильный бизнес, будучи уже умудренным опытом человеком.

Будущий «патриарх Детройта» родился в 1843 году в Бартоне, штат Вермонт, в фермерской семье. Семейство Лиландов было большим и не очень-то богатым, так что приобщаться к труду юному Генри Мартину Лиланду пришлось уже в детстве — его первым местом работы стала трикотажная фабрика, где ему приходилось по 10-12 часов проводить у станка. Впрочем, усидчивому и смышленому юноше работа была не в тягость — ему очень нравилась всевозможная техника, механизмы, их четкость и слаженность заставляли Генри забывать о привычных в таком возрасте развлечениях.

В 1857 году семья Лиландов переехала в Массачусетс. Когда же через четыре года в США разразилась Гражданская война, Генри однозначно принял сторону Севера и Авраама Линкольна, который стал его кумиром на всю жизнь. В действующую армию Лиланда по молодости не взяли, а определили механиком на оружейный завод в Спрингфилде, принадлежавший Сэмюэлю Кольту. Опыт работы у Кольта стал для Генри бесценным. Знаменитый оружейник как раз внедрял на своих предприятиях принципы стандартизации и взаимозаменяемости деталей, позволявшие при соблюдении необходимой точности существенно увеличить выпуск продукции. Эти принципы Генри Лиланд впоследствии с успехом применял уже на своих заводах.

После окончания войны Генри Лиланд решил оставить оружейное дело и перешел в фирму «Browne & Sharpe», на должность механика-конструктора. Накопив опыта в точном машиностроении и заработав денег в 1890 году он, совместно со своим знакомым Фолкнером, зарегистрировал фирму «Leland & Faulconer». Продукция предприятия, располагавшегося в Детройте на Тромблей-авеню, была очень разнообразна — передаточные механизмы, тормозные системы для локомотивов, паровые двигатели, инструменты и станки, вплоть до игрушечных железных дорог. В 1896 году «Leland & Faulconer» занялась производством деталей для велосипедов, а чуть позже появились первые заказы на производство автомобильных компонентов.

Говорят, что, несмотря на успехи в производстве самых разных механизмов и машин, Генри Лиланд не спешил переключаться на автомобильный бизнес, считая это делом хлопотным, не по его характеру. Однако судьбе, видимо, было все-таки угодно, чтобы это произошло. Первым шагом в этом направлении стал визит на «Leland & Faulcner» Рэнсома Олдса — основателя фирмы «Олдсмобиль» (эта одна из старейших автомобильных марок в 2004 году, к сожалению, прекратила свое существование). Олдс намеревался расширить производство и хотел заказать Лиланду две тысячи одноцилиндровых двигателей для своих недорогих машин.
Проехавшись на автомобиле Олдса, Генри Лиланд и его сын Уилфред сразу поняли, что двигатель «Олдсмобиля» — это все что угодно, только не нормально работающий автомобильный двигатель: он нещадно гремел и тарахтел, да и работал очень неровно.

Прежде чем заключить договор, Лиланд вместе с сыном решили доработать мотор Олдса. Аккуратная сборка и технические усовершенствования — увеличение диаметра впускных и выпускных клапанов, сечения коллекторов и др. — позволили поднять мощность до 10,5 л.с. Конечно, сейчас эти цифры кажутся смешными, но для начала прошлого века это был очень хороший показатель, особенно если учесть, что изначально мотор Олдса развивал не больше 6 л.с.
Несмотря на очевидный успех работы Лиланда, Олдс предпочел расторгнуть первоначальный контракт, якобы по причине того, что внедрение всех усовершенствований потребовало бы коренной модернизации его предприятия. В этой ситуации Лиланду ничего не оставалось, как просто устраниться от автомобильного бизнеса. Впрочем, ненадолго.

Перейти к полному тексту статьи