Архив номеров НиТ

Я планов наших люблю громадье… Российское вертолетостроение в 2011-2012 гг.

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Ми-35 — многоцелевой ударный вертолет, модернизированный вариант Ми-24

Ударный вертолет Ми-28

Вертолет Ми-26 доставляет на американскую авиабазу подбитый CH-47 «Чинук»

Ми-26 транспортирует фюзеляж самолета Ту-134. Dmitry Lovetsky

Транспортно-боевой вертолет Ми-8АМТШ

Многоцелевой транспортный вертолет Ми-171

Ка-31 — вертолет радиолокационного дозора

Корабельный транспортно-боевой вертолет Ка-29 на МВМС-2011.
Фото Карпенко А.В.

Легкий многоцелевой вертолет Ка-226

Легкий многоцелевой вертолет «Ансат»

Многоцелевой вертолет средней дальности Ми-38

Модель нового среднего многоцелевого вертолета Ка-62



В начале апреля сего года ОАО «Вертолеты России», дочернее предприятие ОАО «ОПК «Оборонпром», объединяющее активы всех ведущих отечественных предприятий по разработке и производству вертолетной техники, официально объявило результаты своей деятельности в 2011 г. Консолидированная выручка компании по итогам года составила 103,9 млрд руб. (более 3,5 млрд долл.), что на 27,8% превышает показатель 2010 г. Прибыль выросла на 12,7% и достигла 7,0 млрд руб. (более 230 млн долл.), а показатель рентабельности по EBITDA составил 17,3%. Предприятия холдинга в течение года поставили заказчикам 262 новых вертолета — на 22,4% больше, чем в 2010 г. Поставки продукции осуществлялись в 19 стран мира и включали вертолеты девяти основных типов. Как и в прежние годы, основной объем производства пришелся на выполнение экспортных заказов, однако в 2011 г. получила развитие тенденция на увеличение доли поставок на внутренний рынок, в первую очередь Министерству обороны России. Последнее сказалось и на формировании портфеля заказов холдинга, который вырос за год в два раза — с 430 до 859 вертолетов суммарной стоимостью более 330 млрд руб. (свыше 11 млрд долл.). По официальным данным «Вертолетов России», ключевым фактором столь стремительного роста портфеля заказов стало заключение в течение 2011 г. долгосрочных контрактов с российским Минобороны на поставку более 600 вертолетов на срок до 2020 г.

В прошлом году компания продолжила программу модернизации производственных мощностей входящих в ее состав предприятий, направив на эти цели инвестиции в размере 9,1 млрд руб. (на 65,5% больше, чем годом раньше). Результатом стало создание трех центров компетенций: по производству магниевого литья на базе ОАО «ААК «Прогресс», по механической обработке деталей на базе ОАО «КВЗ» (первый этап) и по разработке и производству вертолетных агрегатов, трансмиссий и испытательных стендов на базе ОАО «Редуктор-ПМ» (первый этап).

Существенно также возросли инвестиции на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, составившие в 2011 г. 4,6 млрд руб. (рост в 2,7 раза по сравнению с 2010 г.). Основной объем средств направлялся на реализацию ключевых перспективных проектов холдинга — Ка-226Т, Ми-38, Ка-62, Ми-171А2 и проект «Перспективного скоростного вертолета» (ПСВ).

Комментируя результаты работы компании в 2011 г., генеральный директор ОАО «Вертолеты России» Дмитрий Петров заявил: «Компания продолжает активно развиваться и демонстрирует впечатляющую динамику роста. В прошлом году мы закрепили лидерские позиции в мировой вертолетостроительной индустрии. В 2011 г. мы поставили 262 машины заказчикам в 19 странах, что позволило нам занять около 14% мирового рынка в денежном выражении. Кроме того, нам удалось двукратно увеличить твердый портфель заказов, который достиг 859 вертолетов, а его стоимость на конец 2011 года превысила 330 млрд руб. Мы ставим перед собой стратегическую цель продолжать укрепление позиций на мировом рынке за счет повышения конкурентоспособности и операционной эффективности, а также прилагать все усилия для увеличения ее акционерной стоимости. В 2012 г. мы планируем продолжать активную работу по обеспечению перспективного задела на будущее за счет интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мы будем продолжать деятельность по развитию системы сервиса и послепродажного обслуживания, техническому перевооружению и модернизации, а также продолжим совершенствовать систему управления».

Производственные планы холдинга на 2012 г. предусматривают дальнейшее увеличение объемов выпуска вертолетов, который по итогам года может превысить уже 300 машин.

Армейские боевые вертолеты

Главными итогами минувшего года в области российского боевого вертолетостроения стало продолжение поставок Министерству обороны России серийных вертолетов Ми-28Н и Ка-52, а также первые поставки ВВС России и в Азербайджан транспортно-боевых Ми-35М.

Серийно производимый ОАО «Роствертол» армейский боевой вертолет Ми-28Н принят на вооружение Российской Армии по распоряжению Президента РФ от 15 октября 2009 г. К началу прошлого года в войска было отправлено порядка 24 серийных вертолетов этого типа, несущих службу на авиабазе в Буденновске (до них первые четыре серийные машины были в 2008 г. поставлены в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке). Минувшим летом в Торжок с «Роствертола» поступили четыре следующие Ми-28Н, а в октябре — еще шесть. К концу года на заводе была завершена сборка и проведена сдача заказчику еще одной партии машин.
В 2012 г. поставки Ми-28Н российским ВВС продолжаются, при этом ожидается, что начнется поставка новых вертолетов еще на одну авиабазу. Кроме того, в этом году должны начаться испытания опытного образца учебно-боевого вертолета Ми-28УБ с двойным управлением, который в настоящее время строится в Ростове на базе предсерийного Ми-28Н, носившего бортовой №37. Продолжаются также работы по модернизации серийной модели, направленные на создание более совершенной версии Ми-28НМ, запуск в серийное производство которой намечен на середину этого десятилетия. В 2011 г. был заключен очередной долгосрочный контракт на поставку вертолетов Ми-28Н российским ВВС. Общие потребности ВВС в вертолетах типа Ми-28Н, как заявлялось неоднократно командованием, составляют не менее трех сотен машин.

К сожалению, 2011 г. принес и нерадостные новости. Министерство обороны Индии, организовавшее тендер на поставку 22 боевых вертолетов, предпочло вертолету Ми-28НЭ его американского конкурента. Тем не менее в «Вертолетах России» и «Рособоронэкспорте» не сомневаются в экспортных перспективах Ми-28НЭ: большую заинтересованность в таких машинах выражают в ряде республик СНГ и некоторых зарубежных странах.

Важные события произошли в минувшем году и по программе многофункционального армейского боевого вертолета Ка-52. Во-первых, были завершены Государственные совместные испытания и он был рекомендован к принятию на вооружение. Первые четыре серийных Ка-52, собранные ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина, были переданы в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке в декабре 2010 г. В мае прошлого года начались поставки серийных Ка-52 на авиабазу в Черниговке на Дальнем Востоке России: сначала сюда было отправлено восемь машин, а осенью к ним добавились еще четыре. Таким образом, в Черниговке была сформирована первая в российских ВВС полноценная эскадрилья Ка-52. Еще пять новых Ка-52, изготовленных «Прогрессом» к концу 2011 г., в начале этого года пополнили боевой состав торжокского ЦБП (к несчастью, одна из самых «свежих» машин была потеряна здесь в катастрофе 12 марта 2012 г., при этом расследование причин происшествия не выявило замечаний к материальной части).

Руководство «Вертолетов России» официально заявило о заключении в августе прошлого года многолетнего контракта на поставку российскому Министерству обороны «более 140» вертолетов Ка-52, который загрузит производственные мощности завода «Прогресс» практически на все текущее десятилетие. Немаловажно также, что Ка-52 выбран базовым типом боевого ударного вертолета для авиагруппы приобретаемых российским ВМФ вертолетоносцев типа «Мистраль». Еще в конце ноября 2009 г. один из опытных
Ка-52 успешно прошел испытания по базированию на палубе «Мистраля» во время его визита в Россию, и в настоящее время фирма «Камов» развернула работы по созданию корабельной версии машины, названной Ка-52К.

Новинкой отечественных ВВС в прошлом году стали транспортно-боевые вертолеты Ми-35М, серийный выпуск которых в 2006 г. освоен на ОАО «Роствертол». До сих пор такую технику закупали только зарубежные заказчики (десять Ми-35М в 2006–2008 гг. получила Венесуэла, а в декабре 2009 г. начались поставки аналогичных вертолетов в Бразилию), но в мае 2010 г. было официально заявлено, что заказать партию из 22 новых Ми-35М намерено и Минобороны России. Напомним, что последние новые Ми-24П и Ми-24ВП пришли в отечественные Вооруженные Силы уже более двух десятилетий назад. Изготовление первой партии Ми-35М для российских ВВС началось в прошлом году, и 17 декабря 2011 г. с завода в войска отправились первые четыре Ми-35М. Поставки продолжились в этом году. Ми-35М поступают на авиабазу в Буденновске и в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке. Вертолеты Ми-35М и Ми-35П продолжают пользоваться уверенным спросом и у зарубежных заказчиков. Свидетельством тому является крупный контракт на 24 модернизированных Ми-35М, заключенный осенью 2010 г. с Азербайджаном. Первые четыре вертолета прибыли в Баку 12 декабря прошлого года. Следующая партия из четырех Ми-35М отправилась в Азербайджан в апреле.

Прошлой весной на «Роствертоле» были подготовлены к передаче заказчику три очередных Ми-35М, строившиеся по заключенному в октябре 2008 г. контракту на 12 вертолетов для ВВС Бразилии. Первые шесть таких машин поступили в Бразилию в течение 2009–2010 гг., однако затем, после изменения планов финансирования закупок вооружений новым правительством страны, реализация контракта притормозилась. Ожидается, что возобновление поставок в Бразилию возможно в этом году.
В прошлом году был выполнен также заключенный в июле 2010 г. контракт на поставку двух новых вертолетов Ми-35П в Перу. Обе машины, получившие по желанию заказчика оригинальную окраску, отправились в эту латиноамериканскую страну в апреле 2011 г.

Вертолеты Ми-35М и Ми-35П будут занимать важное место в производственной программе «Роствертола» все ближайшие годы. По словам генерального директора предприятия Бориса Слюсаря, завод обеспечен заказами на машины этого семейства по крайней мере до 2015 г.

Тяжелые транспортные вертолеты

Россия сохраняет свои компетенции по производству самых грузоподъемных в мире тяжелых транспортных вертолетов семейства Ми-26, серийный выпуск которых осуществляется ОАО «Роствертол». В течение 2007–2010 гг. три новых Ми-26ТС были поставлены из Ростова китайским заказчикам, которые активно используют их при тушении пожаров, устранении последствий чрезвычайных ситуаций и для проведения специальных транспортных операций.

Недавно, после многолетнего перерыва, в число заказчиков новых Ми-26 вернулось и российское Министерство обороны. По сообщениям в российской печати, с холдингом «Вертолеты России» заключен долгосрочный контракт на поставку 15 таких вертолетов. Первые два из них были сданы заказчику в октябре прошлого года и отправились на Дальний Восток. Следующие два Ми-26 для российских военных были готовы на «Роствертоле» в декабре и уже несут службу на Урале. По официальной информации с сайта Минобороны России, в 2012 г. в Военно-воздушные силы поступят еще «около пяти» вертолетов Ми-26.

В дальнейшем Ми-26, Ми-26Т и Ми-26ТС должен сменить в производственной программе предприятия модернизированный Ми-26Т2 с модифицированными двигателями и современным комплексом бортового оборудования, обеспечивающим сокращение экипажа до двух пилотов. Прототип Ми-26Т2 был изготовлен в Ростове на базе одного из ранее выпущенных вертолетов в 2010 г. и в настоящее время проходит программу летных испытаний. Ми-26Т2 участвует в тендере Минобороны Индии на поставку 15 новых тяжелых транспортных вертолетов. Оценки машины со стороны потенциального заказчика положительные, и эксперты расценивают шансы на победу Ми-26Т2 в индийском тендере как высокие. В будущем заказ на Ми-26Т2 планирует разместить и российское Минобороны.

Средние транспортные вертолеты

Настоящим «бестселлером» на мировом и внутреннем рынках продолжают оставаться вертолеты семейства Ми-8 (Ми-17). По итогам года на эти машины пришлось порядка двух третей всех поставок отечественных вертолетов. Производством их в настоящее время занимаются два предприятия. Казанский вертолетный завод поставляет заказчикам транспортные и пассажирские Ми-8МТВ-1 (в экспортном варианте — Ми-17-1В) и транспортно-десантные Ми-8МТВ-5 (Ми-17-В5) в различных вариантах исполнения, а также пассажирские Ми-172. Улан-Удэнский авиазавод строит транспортные Ми-8АМТ и Ми-171 (в экспортном варианте — Ми-171Е) и транспортно-боевые Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
Как заявил в апреле журналистам генеральный директор ОАО «Казанский вертолетный завод» Вадим Лигай, предприятие поставило в прошлом году заказчикам «более 90» вертолетов, а в 2012 г. планирует рост производства на 10–15%. С учетом того, что в это количество входят и «Ансаты», объем производства вертолетов семейства Ми-8 (Ми-17) на КВЗ в прошлом году можно оценить величиной 85–90 машин. В свою очередь, ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», по данным Центра анализа стратегий и технологий, изготовил в прошлом году 85 вертолетов Ми-8АМТ и Ми-171 различных вариантов, а в 2012 г. намерен увеличить объем производства до 95 машин.
По словам Вадима Лигая, доля экспорта в поставках КВЗ в прошлом году составила 71%. Остальное приходится на заказы Минобороны России и других государственных структур. Примечательно, что Минобороны заказывает вертолеты семейства Ми-8 у обоих предприятий: очередную партию Ми-8МТВ-5-1 в 2011 г. поставил ему КВЗ, а по крайней мере три партии Ми-8АМТШ отправил в войска УУАЗ. Как сообщается на официальном сайте Минобороны России, в 2012 г. «в Военно-воздушные силы поступят около 30 транспортно-десантных вертолетов семейства Ми-8».

Из других прошлогодних поставок казанских вертолетов российским заказчикам можно отметить передачу СЛО «Россия» четырех вертолетов-салонов Ми-8МТВ-1С и по крайней мере четырех Ми-8МТВ-1 авиации МЧС.

Крупных поставок отечественным коммерческим эксплуатантам в прошлом году, по всей видимости, не было. Вместе с тем, в августе 2011 г., во время авиасалона МАКС-2011, с холдингом «Вертолеты России» были заключены два серьезных контракта на вертолеты Ми-171 и Ми-8АМТ улан-удэнского производства: еще 40 таких машин заказала авиакомпания «ЮТэйр», а 39 — «Газпромавиа». К поставкам планируется приступить в этом году. Новые машины для «ЮТэйр» будут отличаться от 40 поставленных ей в 2008–2010 гг. Ми-8АМТ и Ми-171 более сложной комплектацией. Весь контракт планируется реализовать в течение 2012–2013 гг. Поставки Ми-8АМТ компании «Газпромавиа» рассчитаны на период 2012–2016 гг.

Наиболее крупные экспортные заказы на вертолеты семейства Ми-17 и Ми-171 в последнее время приходили из Индии, КНР, Египта и, как ни странно, США. Самый внушительный из них — контракт на 80 новых Ми-17В-5 производства КВЗ с новым комплексом авионики для Минобороны Индии на общую сумму более 1,2 млрд долл., заключенный в декабре 2008 г. Первая партия вертолетов по этому заказу отправилась в Индию прошлой осенью, а 17 февраля этого года на авиабазе Палам в пригороде Дели прошла официальная церемония принятия их на вооружение индийских ВВС. К тому времени заказчику было передано уже два десятка новых Ми-17В-5. Поставки по данному контракту планируется завершить до середины следующего года. При этом у него вполне может быть продолжение: в Индии рассматривают возможность дополнительного заказа еще 59 вертолетов Ми-17В-5 для ВВС, а также 12 — для Министерства внутренних дел этой страны.

Контракт на 32 улан-удэнских Ми-171Е для Китая был заключен в декабре 2009 г. Поставки по нему начались осенью 2010 г. и завершились в прошлом году.
А в конце 2011 г. с КНР был заключен новый крупный контракт на аналогичные вертолеты. Египетский заказ на 24 вертолета Ми-17В-5 был размещен на КВЗ в 2009 г. Первые машины были готовы в 2010 г., а все поставки, вероятно, завершатся в этом году.

Серьезный вклад в производственную программу обоих заводов продолжают вносить американские заказы на поставку вертолетов Ми-171Е для Ирака и Ми-17В-5 для Афганистана. Контракт на 22 улан-удэнских Ми-171Е для Ирака был заключен с американской компанией ARINC в декабре 2007 г. Перед поставкой в Ирак машины проходили дооснащение дополнительным оборудованием в ОАЭ. Первые восемь вертолетов были сданы в эксплуатацию осенью 2010 г., а заключительные из второй партии в 14 машин — летом 2011 г. Контракт на поставку в Афганистан 21 казанского Ми-17В-5 был заключен с Министерством обороны США в мае прошлого года. Первые девять вертолетов отправились в Афганистан в конце 2011 г., оставшиеся 12 должны прибыть туда в течение этого года.

Из других прошлогодних экспортных поставок Казанского вертолетного завода можно отметить отправку вертолетов Ми-17-1В в Азербайджан и Польшу, а также Ми-17В-5 — в Таиланд, Индонезию и Южный Судан. Улан-Удэнский авиационный завод в свою очередь передал Перу шесть Ми-171Ш, а Эквадору — два Ми-171Е. Кроме того, четыре Ми-171 в феврале прошлого года получила азербайджанская компания International Handling Company.

Новыми заказчиками улан-удэнских вертолетов стали Бразилия и Аргентина. Первая из них заказала в декабре 2010 г. два сертифицированных в этой стране гражданских Ми-171А1, которые планируется использовать для выполнения работ в бассейне Амазонки в интересах государственной нефтегазодобывающей компании Petrobras. А в декабре прошлого года пара Ми-171Е появилась и в Аргентине. Контракт между аргентинским министерством обороны и «Рособоронэкспортом» был заключен в августе 2010 г. Машины предполагается использовать для транспортных и поисково-спасательных операций в Антарктиде.

Исходя из имеющегося портфеля уже заключенных и еще обсуждаемых заказов можно уверенно утверждать, что объемы производства вертолетов семейства Ми-8 (Ми-17, Ми-171) на заводах в Казани и Улан-Удэ в ближайшие годы будут сохраняться на высоком уровне. А для поддержания их конкурентоспособности на рынке в последующие годы ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» совместно с ОАО «УУАЗ» ведет работы по глубокой модернизации модели. Такой вертолет, известный под названием Ми-171А2, получит новую силовую установку из двигателей ВК-2500ПС-03, ВСУ типа Safir, новые композитные лопасти несущего винта, Х-образный рулевой винт и современный комплекс бортового оборудования КБО-17 со «стеклянной» кабиной экипажа. МВЗ им. М.Л. Миля в настоящее время ведет сборку первого опытного образца Ми-171А2 (ОП-1) с базовой комплектацией оборудования на основе изготовленного в январе этого года Улан-Удэнским заводом фюзеляжа. К сборке второго прототипа вертолета, уже в варианте полной комплектации, планируется приступить к концу этого года. Завершение сертификационных испытаний Ми-171А2, получение сертификата типа и запуск в серийное производство на УУАЗ намечены на начало 2014 г. В том же году вертолет сможет начать поступать к стартовым заказчикам. Аналогичные мероприятия по модернизации комплекса оборудования, силовой установки и несущей системы планируется поэтапно внедрить и на выпускаемые КВЗ вертолеты Ми-17В-5.

Средние вертолеты соосной схемы

Производство разработанного фирмой «Камов» семейства средних многоцелевых вертолетов соосной схемы осуществляется Кумертауским авиационным производственным предприятием. В настоящее время здесь строятся сертифицированные во многих странах мира (в т.ч. в Канаде и Европе) транспортные Ка-32А11BC, а также противолодочные и поисково-спасательные Ка-28 (экспортный вариант поставлявшихся отечественному ВМФ вертолетов Ка-27 и Ка-27ПС) и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31.
В области военной техники на предприятии сейчас завершается реализация крупного экспортного контракта с КНР, заключенного в 2006 г. и предусматривающего поставку в течение 2009–2012 гг. девяти противолодочных Ка-28 и девяти вертолетов радиолокационного дозора Ка-31. По данным в китайском интернете, в течение прошлого года ВМС НОАК должны были получить три заключительных Ка-28 и три очередных Ка-31. С поставкой в этом году еще трех Ка-31 выполнение контракта должно завершиться, после чего китайские ВМС будут располагать в общей сложности 26 вертолетами «Камова».

Кроме того, в портфеле заказов предприятия — вступивший в силу в 2009 г. контракт на поставку примерно десятка вертолетов Ка-28 и Ка-31 в Индию. По всей видимости, они предназначаются для авиагруппы авианосца «Vikramaditya», сдача которого индийским ВМС намечена на конец этого года.

После долгого перерыва ОАО «КумАПП» возвращается и к работе по контрактам с российским Минобороны. На официальном сайте госзакупок еще в 2008 г. была размещена информация о конкурсе на поставку ВМФ России в 2009–2010 гг. двух вертолетов радиолокационного дозора Ка-252РЛД. Однако о выполнении этого контракта, заключенного с ОАО «КумАПП» в том же 2008 г., пока не известно. А совсем недавно, в апреле этого года, на том же сайте появилась информация о тендере на поставку отечественному ВМФ до ноября 2013 г. еще одного вертолета подобного типа, названного теперь Ка-31Р. Известно также, что в ближайшие годы завод сможет получить заказы на постройку новых противолодочных (патрульных) вертолетов типа Ка-27 и новых транспортно-боевых вертолетов Ка-29 для авиагруппы вертолетоносцев типа «Мистраль». Еще одним заказом Минобороны, согласно недавней информации на сайте госзакупок, может стать поставка в 2013 г. пяти новых поисково-спасательных вертолетов, которые предстоит создать на базе сертифицированной коммерческой версии Ка-32А11ВС.

Важным событием прошедшего года стала поставка авиации МЧС России пяти новых вертолетов Ка-32А11ВС по контракту, заключенному в октябре 2010 г. На прошлый год была запланирована также поставка шести Ка-32А11BC по подписанному в июле–августе 2010 г. контракту между «Вертолетами России», инвестиционно-финансовой компанией «Авиализинг» и авиакомпанией UTair Europe (дочернее предприятие авиакомпании «ЮТэйр»). Однако о его осуществлении пока не известно.
Несколько новых вертолетов Ка-32А11ВС было поставлено заказчикам уже в этом году. В марте одна такая машина была передана бразильской компании Helicargo (контракт был заключен в декабре 2010 г.), а совсем недавно начались поставки вертолетов Ка-32А11ВС Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по контракту, подписанному в июле 2011 г. В портфеле заказов «Вертолетов России» имеется еще несколько экспортных контрактов и опционов на Ка-32А11ВС для заказчиков из Индии, КНР и ряда других стран.

Согласно маркетинговому прогнозу фирмы «Камов», в период до 2025 г. рынком может быть востребовано еще от 70 до 140 вертолетов типа Ка-32А11ВС.

Легкие многоцелевые вертолеты

Сегодняшний модельный ряд ОАО «Вертолеты России» включает два типа легких многоцелевых вертолетов взлетной массой до 4 тонн: разработанный фирмой «Камов» вертолет соосной схемы Ка-226 и спроектированный и выпускаемый ОАО «КВЗ» одновинтовой «Ансат».

Серийное производство Ка-226 с двигателями Allison 250-С20В американского производства с 2000 г. освоено двумя заводами — ОАО «КумАПП» и оренбургским ПО «Стрела» (в холдинг «Вертолеты России» не входит). Первое пока специализировалось, главным образом, на выполнении контрактов с российскими силовыми ведомствами — МВД и Управлением авиации ФСБ. Второе имело заказы от авиакомпании «Газпромавиа» и МЧС России. Кроме того, в 2008 г. ПО «Стрела» изготовило и передало в эксплуатацию два Ка-226, которые сегодня эксплуатируются аэропортом Оренбург в качестве медицинских. «Газпромовский» заказ на вертолеты Ка-226АГ долгое время находился в «подвешенном» состоянии. Наконец, в прошлом году первые четыре вертолета, выпущенные еще в 2004–2005 гг., были приняты заказчиком, и два из них поступили в эксплуатацию. Ожидается, что два следующих вертолета смогут приступить к полетам ближе к концу этого года.

Управлению авиации ФСБ в 2006–2010 гг. было поставлено четыре кумертауских Ка-226. Десять подобных вертолетов в патрульно-полицейском исполнении были переданы в течение 2007–2010 гг. авиаотрядам специального назначения при управлениях внутренних дел по г. Москве, С.-Петербургу, Татарстану, Краснодарскому краю, Волгоградской и Воронежской областям, Башкортостану и Кабардино-Балкарии. В конце прошлого года еще один Ка-226 поступил в санкт-петербургский авиаотряд МВД. Поставки Ка-226 этим ведомствам будут продолжаться и дальше.

В начале марта этого года вертолеты Ка-226 кумертауского производства появились и в ВВС России. Пять машин прибыли в Сызранский филиал ВУНЦ ВВС (бывшее Сызранское ВВАУЛ). Всего Минобороны намерено получить до конца следующего года порядка 16 таких вертолетов, на которых планируется вести подготовку летчиков для вертолетов Ка-52.
А более долгосрочными планами предусмотрена поставка четырех десятков
Ка-226 до 2020 г.
Будущее вертолетов Ка-226 связано с завершением испытаний и запуском в серийное производство более энерговооруженной и высотной модификации Ка-226Т с двигателями Arrius 2G1 французской компании Turbomeca. Два опытных Ка-226Т проходят летные испытания с 2009 г. Серийное производство на КумАПП может начаться уже со следующего года, а в дальнейшем оно может быть организовано и на ПО «Стрела».

Вертолет Ка-226Т представлен российской стороной на тендер Министерства обороны Индии, предусматривающий закупку и лицензионное производство 197 легких многоцелевых вертолетов для армейской авиации и ВВС этой страны. О готовности приобрести десять Ка-226Т в медицинском варианте уже заявило МЧС России, а порядка десятка Ка-226ТМ в палубном варианте для пограничных кораблей во второй половине десятилетия может заказать Управление авиации ФСБ. Суммарный объем рынка вертолетов Ка-226 и Ка-226Т на период до 2020 г. (очевидно, без учета индийского тендера) оценивается маркетологами примерно в 180 машин.

Вертолеты «Ансат» с канадскими двигателями PW207K серийно производятся Казанским вертолетным заводом с 2004 г. Первые шесть серийных машин были поставлены на экспорт в Южную Корею, две — переданы Управлению авиации ФСБ России, по одной — Казанскому авиапредприятию (санитарный) и НПП «Радар-ММС» (в качестве летающей лаборатории).
В 2009 г. в серийное производство поступила прошедшая в ноябре 2008 г. Государственные совместные испытания учебно-тренировочная модификация с двойным управлением и колесным шасси «Ансат-У», которая создана по заказу ВВС России. В декабре 2009 г. первые шесть машин данного типа были переданы заказчику, однако непосредственно в войска они поступили только в 2010-м.

Три из них прибыли в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, а три других осенью 2010 г. поступили в распоряжение Сызранского филиала Военного учебного научного центра ВВС, специализирующегося на подготовке пилотов вертолетов для ВВС России. Вскоре училище получило еще два вертолета «Ансат-У», выпущенных в 2010 г. Машины базируются на аэродроме Сокол в Саратовской области. В прошлом году Казанский вертолетный завод изготовил и сдал заказчику еще пять серийных «Ансат-У», которые поступили в сызранское училище в январе этого года. Инструкторский состав училища уже освоил машину, и вскоре на них должны начаться полеты курсантов.

В 2007–2010 гг. Казанский вертолетный завод провел большой комплекс работ про доработкам базовой модели вертолета с электродистанционной системой управления с учетом появившихся уточненных сертификационных требований, в результате чего появился вариант «Ансат-К», сертифицированный в марте 2010 г. Авиарегистром МАК по ограниченной категории.

Параллельно начались работы по модификации «Ансата» с гидромеханической системой управления. Изготовлено два опытных образца такого вертолета, известного под названием «Ансат-1М». Первый из них с 2011 г. проходит наземные испытания, а второй недавно поступил на летные испытания. Его первый полет должен состояться в самое ближайшее время. Сертификационные испытания новой версии «Ансата» могут завершиться до конца этого года, после чего он будет предложен потенциальным заказчикам. На КВЗ считают, что объемы производства и поставок коммерческих вариантов «Ансата» могут в перспективе составить до 20 машин в год.
В заключение, еще об одном легком вертолете, который до недавнего времени усиленно рекламировался «Вертолетами России». Речь идет о модернизированном поршневом Ми-34С1, серийное производство которого планировалось наладить на ААК «Прогресс» с этого года. Прошлым летом МВЗ им. М.Л. Миля подготовил для проведения сертификационных испытаний два опытных образца Ми-34С1 (ОП-1 — в учебно-тренировочном варианте для ВВС России, и ОП-2 — в коммерческом варианте). В начале августа ОП-2 выполнил первый полет, а вскоре успешно демонстрировался в летной программе МАКС-2011. Сертификационные испытания Ми-34С1 планировалось завершить до конца года, однако никакой информации на этот счет пока не поступало. Создается впечатление, что работы по программе в настоящее время приостановлены.

Перспективные программы

Наряду с модернизацией и дальнейшим развитием рассмотренных выше основных моделей российских вертолетов, находящихся сегодня в серийном производстве, ОАО «Вертолеты России» разработало стратегию развития своего модельного ряда на среднесрочную и более дальнюю перспективы. К середине текущего десятилетия в производство должны быть запущены две новых модели многоцелевых транспортных вертолетов — средний Ми-38 (на КВЗ) и более легкий Ка-62 (на ААК «Прогресс»).

Летные испытания в настоящее время проходит второй экземпляр Ми-38 (ОП-2) с двигателями канадского производства. В прошлом году в вариант Ми-382 с российскими двигателями ТВ7-117В был переоборудован первый прототип машины (ОП-1). В связи с необходимостью доводки главного редуктора начало его летных испытаний перенесено на лето этого года. На КВЗ тем временем достраивается третий опытный экземпляр (ОП-3), который также получит двигатели ТВ7-117В, и заложен в производство ОП-4, который станет эталоном для последующего серийного производства, начало которого запланировано на 2014–2015 гг.

Перспективный многоцелевой 12–15-местный вертолет Ка-62 со взлетной массой 6500 кг будет оснащаться двигателями Turbomeca Ardiden 3G. В настоящее время завод «Прогресс» приступил к изготовлению первых опытных образцов Ка-62, которые в 2012–2013 гг. должны быть переданы фирме «Камов» для проведения летных испытаний. Первый полет прототипа Ка-62 запланирован на 2013 г., а завершение сертификационных испытаний и запуск в серийное производство — на 2015 г.
В более отдаленной перспективе (2015–2020 гг.) «Вертолеты России» планируют разработать и освоить в производстве новый тяжелый вертолет, перспективный скоростной вертолет (ПСВ), а также один или два типа новых легких вертолетов.