Архив номеров НиТ

На фронтах Гражданской войны. Бронепоезда «красных». Часть 3

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Памятник, установленный в 1965 году на месте гибели бронепоезда «Углекоп»



В истории бронепоездов Гражданской войны особое место занимает оборона Царицына (ныне Волгоград). В этой военной кампании бепо сыграли существенную роль по обе стороны линии фронта. Именно здесь бронепоезда впервые применялись массово как в обороне, так и при наступлении — чему в немалой степени способствовала развитая сеть железных дорог западнее города, опираясь на которую, можно было маневрировать бепо, создавая бронепоездной кулак в нужное время, в нужном месте.

С незапамятных времен междуречье рек Волга и Дон являлось центром пересечения водных и сухопутных торговых путей. Со второй половины XIX столетия Царицын становится крупнейшим торговым и промышленным узлом Нижнего Поволжья, который все сильнее связывает экономически центральную и южную части России, что в свою очередь положительно сказывается на значимости торговых путей между Волгой и Доном. В 1862 году, по Высочайшему повелению, в крае строят третью в России Волго-Донскую железную дорогу. Спустя шесть лет завершают строительство Грязе-Царицынской железной дороги, а в 1897 году достраивают Царицын-Тихорецкую ж/д. В начале двадцатого века город становится мощнейшим узлом железнодорожных и судоходных путей, и за короткое время превращается в крупнейший торговый и перевалочный пункт Российской Империи. Наличие такой развитой сети железных дорог не могло не сказаться положительно на росте промышленности в Царицыне. В 1880 году шведская фирма «Нобель» строит здесь нефтепромышленный городок. В 1897 году с привлечением иностранного капитала был построен металлургический завод «Урал-Волга» ДЮМО (ныне завод носит название «Красный Октябрь»). Это событие, в свою очередь, повлекло за собой и возникновение 16 металлоперерабатывающих предприятий. В 1914 году Русским Акционерным обществом артиллерийских заводов, при техническом руководстве и содействии английской фирмы «Виккерс», было начато строительство крупнейшего в России орудийного завода (ныне завод «Баррикады»).

Царицын, на момент начала братоубийственного конфликта, имел важное значение в деле снабжения страны продовольствием и топливом. Владение этим городом давало огромное преимущество в ведении боевых действий на всем Южном фронте, так как большая промышленная и продовольственная база позволяла обеспечивать войска всем необходимым, проводить не только ремонт оружия и боевой техники, но и заниматься его производством. В первую очередь это касается ремонта и постройки бронепоездов. Не стоит забывать, что Царицын — это «…кузница кадров — точка стечения многочисленного контингента первопроходцев бронепоездного дела с богатым, разносторонним и чрезвычайно актуальным практическим опытом, систематизации и анализа этого опыта, выработки первых теоретических схем и установок. Отсюда превосходное понимание специфики бронепоездной войны на высшем уровне, творческий подход к делу, чрезвычайно эффективное использование БП, высокая согласованность действий всех звеньев, разумная инициатива командиров БП, исключительное понимание своих задач бронепоездными командами, их высокий уровень сколоченности, хорошая индивидуальная подготовка каждого бронепоездника в отдельности»[1]. Поэтому в годы Гражданской войны Царицын и его окрестности становятся ареной жесточайших сражений.

Летом 1918 года командование Донской армии предпринимает попытку очистить от красных северные районы Донской области и захватить Царицын, ликвидировав тем самым угрозу своему правому флангу и тылу. Для этого было сосредоточено 42 тыс. штыков и сабель, свыше 150 орудий. Также командующий Донского войска атаман Краснов возлагал большие надежды на помощь Добровольческой армии Деникина. Группировка РККА на этом фронте насчитывала до 40 тыс. штыков и сабель и около 100 полевых орудий. Обороняющиеся были ослаблены «разношерстностью» своих подразделений и отсутствием должного боевого опыта у большинства командного состава.
В конце июля войска Добровольческой армии Деникина овладевают станицами Торговая и Великокняжеская, отрезав тем самым Царицын от Северного Кавказа. Но в дальнейшем Деникин отказывается от участия в битве за Царицын и уводит свои части на Екатеринодар. Станицу Великокняжескую передают донцам Краснова.
В первых числах августа части оперативной группы Фицхелаурова, отбросив красных на 150 км, выходят на линию Царицын — Камышин, прервав этим маневром сообщение царицынской группировки РККА с Москвой.

18 августа частям Донской армии удается захватить пригороды Царицына — Сарепту и Ерзовку — и завязать бои непосредственно за сам город. Но группа Полякова, наступавшая на город с юга, увязла в локальных боях и не смогла пробиться Царицыну. А 23 августа красные, подтянув резервы, наносят удар во фланг и тыл группе атамана Мамонтова, наступавшей в центре, вынудив белоказаков к 6 сентября отступить за Дон.
Причиной первого поражения Донской армии под Царицыным было отсутствие тяжелого вооружения и строевых пехотных частей, так необходимых для закрепления достигнутых наступлением успехов.

Второе наступление белых на Царицын началось в середине сентября 1918 года. В этот раз на штурм города было направлено около 40 тыс. штыков и сабель, больше сотни станковых пулеметов и 129 полевых орудий. Осуществлять поддержку наступающим должна была Донская железнодорожная бригада генерал-майора Н.И. Кондырина, насчитывавшая 14 бронепоездов. «Бронепоезда состояли нормально из двух бронеплощадок с двумя 3-дюймовыми орудиями и четырнадцатью тяжелыми пулеметами Максима. Экипаж броневого поезда насчитывал 9 офицеров и 100 нижних чинов, половина из которых были донские казаки. Командирами в большинстве случаев были офицеры Донской артиллерии, на правах командиров батарей. Бронепоезда носили названия:

Перейти к полному тексту статьи