Архив номеров НиТ

Концепция создания семейства авиационных двигателей для учебно-боевого комплекса

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Истребитель-бомбардировщик JF-17 Thunder ВВС Пакистана



В наследство от СССР странам СНГ и некоторым сателлитам великого и могучего на вооружении фронтовой авиации Военно-Воздушных Сил достались самолеты третьего и четвертого поколений — истребители МиГ-23, МиГ-29, истребители-бомбардировщики МиГ-27, Су-17, бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, а некоторым государствам достались такие уникальные машины как истребители-перехватчики Су-27, МиГ-25 и МиГ-31. Кроме того, на вооружении находятся учебно-тренировочные самолеты (УТС) Л-29 и Л-39, учебно-боевые самолеты (УБС) МиГ-23УБ и МиГ-29УБ и военно-транспортные самолеты Ан-26.

Такая структура самолетного парка сложилась в период существования СССР, когда в качестве основного сценария неядерного вооруженного конфликта предполагались крупномасштабные боевые действия по всей территории Европы. Массированное применение авиации обусловило создание специализированных боевых самолетов, оптимизированных для решения конкретных задач. Такой подход в те годы был вполне стратегически и экономически оправдан.

Однако сегодня ситуация изменилась с перераспределением соотношения политических сил в мире и реальной экономической ситуацией. В связи с этим возросла потенциальная потребность в многофункциональных летательных аппаратах (ЛА). Требования многофункциональности перспективных боевых самолетов обусловлены сужением стратегических задач, решаемых авиацией этих государств и состоянием экономики, не позволяющим закупать специализированные авиационные комплексы. Современные концепции ведения боевых действий предполагают использование меньшего количества более живучих самолетов с широкими возможностями по сравнению с теми, которые ранее находились на вооружении фронтовой авиации. Осознавая необходимость быстрого реагирования на региональные конфликты, которые потенциально могут возникнуть, можно утверждать, что эта концепция верна для Военно-Воздушных Сил практически всех государств, входивших некогда в состав СССР. Одним из таких государств является и Украина, на примере которой возможно рассмотреть данную проблему. Однако Украину можно выделить несколько отдельно от других, так как Украина, если не считать Россию, единственная из стран СНГ обладает почти полностью замкнутым циклом создания, производства и ремонта авиационной техники. Но в отличие от России она не обладает такими финансовыми возможностями, поэтому при обновлении парка военной авиации в первую очередь будут возникать проблемы с финансированием.

Важным фактором, влияющим на рынок боевых самолетов, является уровень технологий, необходимый для противодействия вероятной угрозе в условиях ограниченности бюджетных средств. Основная задача при определении требований к новой машине должна заключаться в обеспечении такого уровня технологий, чтобы сохранить высокий научно-технический потенциал при эффективном сокращении избыточных производственных мощностей фирм. Это особенно актуально для Украины, где авиационная отрасль находится в кризисном состоянии.

Проанализировав рынок современных многофункциональных боевых самолетов, а также самолетов, которые находятся в разработке, можно заметить, что ниша легких истребителей представлена только двумя представителями: JAS39 и JF-17. Обоих можно отнести к 10-ти тонному классу. Но при этом JAS39 имеет стоимость близкую к более тяжелым самолетам. У JF-17 есть недостатки, к которым можно отнести отсутствие двухместной версии и отсутствие вспомогательной силовой установки на борту, что усложняет подготовку летного состава и снижает его автономность при базировании на неподготовленных аэродромах. Но возможно, его низкая стоимость закроет глаза потенциальным покупателям на его недостатки. Таким образом, можно сказать, что, после ухода с рынка таких бестцелеров как МиГ-21 (или китайских J-7) и F-5, JF-17 останется единственным представителем. Существует вероятность, что в скором времени к нему прибавится еще южнокорейский FA-50, но его стоимость будет выше ввиду использования американских комплектующих, что будет ограничивать его экспортные возможности.

Перейти к полному тексту статьи