Архив номеров НиТ

Флот на подводных крыльях. Часть 1

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

СПК HD-4 Алекса Белла и Фредерика Болдвина. 1919 г.


Вступление

Рождение флота СПК (судов на подводных крыльях) произошло в 19-м веке как способ повысить скорость кораблей. Скорость судов растет с момента открытия эры судноплаванья. Переход от малых кораблей к галерам на гребной тяге, к парусникам, а следом и к теплоходам на паровой, дизельной и ядерной тягах позволил увеличить скорости с 3-5 до 30 узлов. Сопротивление воды мешает двигаться еще быстрее.

При скорости в 30 узлов тройные усиления мощности двигателей — и, соответственно, цены — дают только +1-2 узла скорости. Вот почему эксплуатация кораблей на полной скорости в 40 узлов — астрономически дорога. Обычно даже боевые корабли ходят не с максимальной, а с экономной скоростью 20 узлов.

Корабли-катамараны, в которых корпус делят на две части, соприкасающиеся с водой на меньшей площади, повысили скорости до 45 узлов.

Второй способ уменьшить площадь соприкосновения с водой и повысить таким образом скорость корабля — подводные крылья. Это решение увеличило скорость кораблей в 2,5 раза (до 100 узлов) и сделало их быстрее катамаранов.

Однако каждое решение имеет преимущества и недостатки. При переходе к пароходам от парусников скорость первых пароходов была в два раза ниже, чем максимальная у парусников, но независимость этих кораблей от ветра и стабильные показатели скорости сделали пароходы выгодными, хотя на первых пароходах имелись сложности с надежностью и экономичностью двигателей.

Так же и с СПК. Недостатки этих судов: малая устойчивость при волнении, из-за которой СПК применяются на реках, а те, что ходят по морям — не плавают в шторм. Океанических СПК вообще нет. Второй недостаток — большие траты топлива, по сравнению с обычными кораблями. И третий недостаток — для СПК нужны дорогие «быстрые дизели». Такие двигатели устанавливают на танки, и сегодня максимальная мощность такого двигателя составляет 3000 л.с., тогда как «медленные дизели» теплоходов имеют мощность в 100 000 л.с. Именно поэтому СПК меньше обычных судов и ни один лайнер или баржа до сих пор не имеют подводных крыльев.

Перейти к полному тексту статьи