Архив номеров НиТ

Бог морей ВМС США. Часть 3

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Самолет SP-2H эскадрильи VP-1 ведет поиск северо-вьетнамских судов, пытающихся проникнуть в Южный Вьетнам. В ходе операции «Маркет Тайм» в 1969 г. «Нептуны» совершали патрульные полеты продолжительностью по 10-12 ч


БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

«Нептун» не успел повоевать во II мировой войне, но он стал героем войны «холодной», провозглашенной Черчиллем в 1946г., а затем участником многих региональных конфликтов и просто опасных инцидентов. К счастью, как атомный бомбардировщик он не понадобился, а вот способность вести длительную разведку над морем оказалась востребована.
Освобождение северной части Китая от японской оккупации советскими войсками способствовало победе коммунистов над гоминьдановскими войсками по всей стране и вынудило лидера Гоминьдана Чан Кай Ши и его сторонников бежать на остров Тайвань. У правительства провозглашенной в 1949 г. Китайской Народной Республики были планы насильственного воссоединения территории страны, и, чтобы не допустить потери союзника, командование ВМС США развернуло в том районе мощную группировку кораблей и авиации. В Японии и на Филиппинских островах на удалении 590 и 360 км соответственно было дислоцировано по одной эскадрилье самолетов «Нептун» из состава 7-го тихоокеанского флота. Они получили задачу вести непрерывное наблюдение акватории между континентом и островом. Их работа в течение нескольких лет способствовала предотвращению конфликта, который мог перерасти в крупномасштабную войну.

Первым полномасштабным вооруженным конфликтом, в котором приняли участие самолеты «Нептун», стала война в Корее, начавшаяся летом 1950 г. В боевых действиях приняли участие патрульные эскадрильи VP-1, -2, -6, -7, -22, -29 и -57 из 6-го и 14-го авиакрыльев ВМС США, на вооружении которых стояли самолеты модификаций P2V-3, -4 и -5. Экипажи некоторых из них успели повоевать над Кореей в несколько «заходов» по ротационному принципу, выполняя разведку целей на побережье и корректировку огня корабельной артиллерии, а также нанося удары самостоятельно. Больше других досталось эскадрилье VP-1, базировавшейся на Окинаве — из 13-ти циклов замен она участвовала в четырех. За всю войну было потеряно всего два самолета этого типа, однако нужно заметить, что пилотам МиГ-15 развернутого на китайско-корейской границе советского
64-го ИАК ПВО строго запрещалось действовать над морем, авиация же КНДР и КНР пока еще была слабовата и тоже работала только над своей территорией.

Законы холодной войны требовали усиленного наблюдения за вероятным противником. Для разведки береговых военных объектов и вскрытия ПВО СССР активно привлекались полностью вооруженные «Нептуны», которые неоднократно нарушали нашу государственную границу. Так в ноябре 1951 г. советскими пилотами Лукашовым и Щукиным на истребителях Ла-11 был подожжен P2V-3 из эскадрильи VP-6, который проник к советскому мысу Островной в Японском море. 6 ноября 1951 года наш МиГ-15 сбил в районе Владивостока следующий P2V-3W, осуществлявший шпионскую миссию. Все 10 членов экипажа считались погибшими. По утверждению советской стороны, самолет находился в воздушном пространстве СССР, американцы же настаивали, что он был атакован над нейтральными водами. После распада СССР появились якобы свидетели, которые утверждали, что пилоты были схвачены, осуждены за шпионаж и расстреляны, что маловероятно, т.к. в аналогичных ситуациях другие нарушители просто получали по 10 лет тюрьмы.

Весной 1952 г. очередной облет полуострова Камчатка выполнил P2V-3W, занимаясь предварительной разведкой целей для летевшего на большой высоте разведчика-бомбардировщика RB-50. На нескольких участках маршрута его сопровождали МиГи, однако огонь не открывали, ограничиваясь фотографированием.

Один P2V-5 был подбит китайской артиллерией ПВО 18 января 1953 г. в Тайваньском проливе и совершил вынужденную посадку на воду. Гидросамолет PBM-5 «Маринер» попытался спасти его экипаж, однако сам был сбит. Эсминец «Хэлси Пауэлл» спас семерых из 13-ти человек, находившихся на борту «Нептуна», и трех из восьми членов экипажа PBM-5, при этом сам получил повреждения от огня береговых батарей. Несколько попаданий получили также эсминец «Грегори» и другая летающая лодка PBM-5.

Очередной P2V-5 был сбит в Желтом море недалеко от Дайрена 4 января 1954 г. Инцидент произошел ночью в сложных погодных условиях. Существует версия, что самолет был сбит «дружественным огнем» истребителей, так как не работала система опознавания «свой-чужой». Семьям погибших было сообщено, что экипаж разбился во время тренировочного полета.
В районе г. Находка (Приморский край) 4 сентября 1954 г. парой самолетов МиГ-17 с аэродрома Центральная Угловая был сбит P2V-5 из эскадрильи VP-1, который упал в море 35 км южнее мыса Островной. Экипаж пропал без вести.

В районе Берингова пролива 22 мая 1955 г. Р2V-5 из этой же эскадрильи был атакован парой МиГ-15. Он был подбит и разбился при выполнении посадки на остров Св. Лаврентия. Все 11 членов экипажа остались живы, но семеро были ранены осколками и обгорели. Как ни странно, Советский Союз принес извинения за инцидент и выплатил компенсацию пострадавшим.
В июле 1956 г. в районе г. Находка группой МиГ-15 из состава 7-й истребительной авиадивизии ВВС Тихоокеанского флота был подбит «Нептун», экипаж которого произвел посадку на воду. Один из членов экипажа погиб, остальные были подобраны спасательной службой ВМС США. Советские летчики были награждены орденами.

Перейти к полному тексту статьи