Архив номеров НиТ

Паразиты. Часть 1

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Паразитный истребитель сопровождения XF-85 «Гоблин» был одним из самых необычных самолетов, построенных когда-либо в Америке. На фото 2-й экземпляр после демонтажа крыльевых килей



Разрабатывая межконтинентальные бомбардировщики, американские авиаконструкторы и генералы из Стратегического авиационного командования пришли к консолидированному выводу о необходимости защиты таких самолетов на протяжении всего полета и особенно над целью. Этот постулат подтверждался всем опытом II мировой войны, и на его реализацию были брошены колоссальные средства, однако, как мы уже говорили в предыдущем выпуске Авиакаталога, создать серийный истребитель сопровождения с дальностью полета свыше 4000 км — и при этом достаточно скоростной — оказалось невозможно.

Между тем еще в 30-х гг. предпринимались сравнительно удачные эксперименты с «воздушными авианосцами». Мы рассказывали в 11-м выпуске Авиакаталога о появлении в СССР системы «Звено», включавшей носитель — бомбардировщик ТБ-1 или ТБ-3 — и подвешиваемые к ним истребители или легкие пикирующие бомбардировщики. В самой Америке подобные системы были созданы в начале 30-х гг. и даже некоторое время эксплуатировались ВМС на базе гигантских дирижаблей «Акрон» и «Мэкон», в ангарах которых размещались по четыре истребителя Кертисс F9C «Спэрроухок». Такие самолеты получили заимствованное из биологии наименование «паразитных», но, в отличие от маленького организма, живущего на теле большого, они должны были принести своему «хозяину» ощутимую пользу. Однако оба дирижабля погибли в катастрофах, и, хотя причина не была связана с экспериментами с подвесными истребителями, о них надолго забыли.

Дальности созданных в годы II мировой войны истребителей Локхид Р-38 «Лайтнинг», Рипаблик Р-47 «Тандерболт» и Норт Америкен Р-51 «Мустанг» хватало для обеспечения боевых операций тяжелых бомбардировщиков Боинг В-17 «Флаинг Фортресс» и Консолидейтед В-24 «Либерейтор», и такая задача была неактуальной. Но с появлением межконтинентального бомбардировщика В-36 идея «воздушного авианосца» вновь оказалась востребованной.

В новой ситуации перед паразитными самолетами ставились три задачи: защита группировки стратегических бомбардировщиков от перехватчиков противника, самостоятельное нанесение ударов с помощью малогабаритных ядерных бомб и, наконец, разведка целей для нанесения прицельного ядерного удара и контроль его результатов. В последних двух случаях носитель не входит в зону противовоздушной обороны противника, а прорывает ее более скоростной и маневренный паразитный самолет, совершая рывок на предельно большой высоте или наоборот — у самой земли, используя складки рельефа.

Проектирование в США паразитных самолетов и носителей для них началось в 1945 г. в рамках программы FICON (Fighter Conveyor — транспортер для истребителя). Для решения первой задачи предназначался малогабаритный истребитель Макдоннелл XF-85 «Гоблин». Три таких самолета должны были полностью входить в бомбоотсеки носителя В-36. Это определяло размеры и компоновку паразитного истребителя, которая полностью соответствовала названию самолета — он и выглядел как маленький, несчастный и уродливый карлик из страшной сказки.

Габариты фюзеляжа определяли турбореактивный двигатель Вестингауз XJ-34-WE-22 с полетной тягой 1360 кгс и тесная кабина. Стреловидное крыло складывалось. Оперение было спроектировано из условия минимального габарита и состояло из верхнего и нижнего килей, а также четырех плоскостей с совмещенными рулями высоты и направления, установленными Х-образно. Законцовки верхних плоскостей оперения были удлинены и отогнуты вертикально вверх для увеличения курсового статического момента, дополнительные кили («винглеты») были установлены и на концах крыла. Но и после всех ухищрений макет F-85 удалось «утопить» в отсек В-36 лишь наполовину. Перед кабиной был расположен зацеп подвесной системы, убираемый после отцепки, шасси самолет не имел, но при чрезвычайной необходимости мог выполнить самостоятельную посадку на аварийную лыжу. Вооружение должно было состоять из четырех крупнокалиберных пулеметов М-3.

Перейти к полному тексту статьи