Архив номеров НиТ

Флот на подводных крыльях. Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

СПК «Стрела»


Другие серийные СПК

Конкуренты ЦКБ Алексеева в СССР
Несмотря на социалистическую экономику, внутри СССР тож шла конкурентная борьба между научными КБ. Это касалось авиации, транспорта, машиностроения и, конечно, судов на подводных крыльях. В 50-х годах конкурентом Алексеева становится ЦМКБ «Алмаз», которое первым создает морские СПК типа «Стрела». Хоть «Стрелы» выходят раньше «Комет», но оказываются более дорогими и менее надежными. В итоге построили 3 «Стрелы», которые работали с 1953 до 1979 года. Фото с этими судами сейчас редкость.

Также, на базе военного проекта СПК «Ураган», построили морскую ракету «Тайфун», имевшую характеристики лучше «Комет». Однако сложная конструкция подводных крыльев, с элементами механизации, делала «Тайфун» дорогим судном. Опытный корабль ходил в рейсы несколько лет, а затем стал на стапеля завода в Ленинграде. Дальнейшая его судьба неизвестна.

«Суперфойл 40 (301)» — после распада СССР ЦМКБ «Алмаз» создало новый корабль, который можно отнести к СПК 3-го поколения. Катамаран, с погруженным крылом, был способен развивать скорость 100 км/час и брать на борт 300 пассажиров. Первый «Суперфойл» начал работу в 2003 году между Эстонией и Финляндией. Примечательно, что ЦМКБ «Алмаз» теперь является подразделением Британской судостроительной компании, а ФСК «Море» в Феодосии также предлагает собирать эти СПК-катамараны под обозначением «проект 301».
Есть основания считать, что в мире плавают 2 корабля «Суперфойл 40».

«Суперфойл 40»
Длина 31 м
Ширина 8,6 м
Водоизмещение 85 т
Осадка 2,7 м
Рабочая скорость 100 км/час (50 уз.)
Дальность хода 250 миль
Силовая установка 2 х 1850 кВт
Движитель 2 х водомет
Экипаж/обслуга 6
Пассажиров 300

Боинг 929 «Джетфойл» (Boeing 929 Jetfoil) — первая пассажирская ракета США, спущена на воду в 1974 году — во времена, когда в СССР строили СПК второго поколения.
«Джетфойл» вмещает в себя до 400 пассажиров и развивает скорость в 45 узлов (около 80 км/час). Подобные характеристики достигаются благодаря двум турбинам «Аллисон 501 КФ» и водометному движителю.

Построили около 40 судов, которые, кроме США, поставлялись в Гонконг, Японию, Южную Корею и Англию. Англичане купили один «Боинг» для своих ВМФ в качестве испытательного судна для изучения возможностей СПК, а не для пассажирских перевозок.
Нынешний кризис стран бывшего СССР и развитие новых технологий в США позволили сделать «Боинги» более комфортабельными, чем советские суда, однако это произошло уже в 2000-х годах.

Боинг 929 «Джетфойл»
Длина 27,4 м
Ширина 9,1 м
Рабочая скорость 80 км/ч (40 уз.)
Дальность хода 400 миль
Движитель водомет
Пассажиров 400

Мицубиси Супер Шаттл 400 «Радуга» (Mitsubishi Super Shuttle 400, Fully Submerged Hydrofoil Catamaran «RAINBOW») — еще один СПК-катамаран, который можно вместе с «Суперфойл 40» отнести к 3-му поколению.

Благодаря фото и англоязычным сайтам известно, что построено минимум 2 таких корабля. Первый катамаран-СПК спустили на воду в 1993 году.
Из технической документации следует, что катамаран имеет компьютеризированные системы управления и 16-цилиндровый дизельный двигатель японского производства.
Первый «Супер Шаттл» ходит по маршруту длиной 40 миль между Японскими островами.

SuperShuttle 400
Длина 33,2 м
Ширина 13,2 м
Водоизмещение 302 т (общее)
Рабочая скорость 75 км/ч (40 уз.)
Дальность хода
Силовая установка ? х 2100 кВт
Движитель водомет
Экипаж 4
Пассажиров 341

Перейти к полному тексту статьи