Архив номеров НиТ

Международный авиационно-космический салон МАКС-2013

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Взлет F-15. МАКС-2011

Взлет гиганта А-380. МАКС-2011

Пилотажная группа «Русские Витязи». МАКС-2011

Истребитель пятого поколения Т-50 — премьера авиасалона МАКС-2011



В 1947 г. небольшому научному поселку, расположенному в паре десятков километров к юго-востоку от Москвы, присвоили статус города и дали название в честь Николая Егоровича Жуковского, профессора Московского университета. В период с 1891 по 1909 гг. он опубликовал ряд научных работ, легших в основу современной аэродинамики. Гордое имя Жуковский городок получил не просто так. Главными его достопримечательностями были и остаются Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Летно-испытательный институт (ЛИИ), ныне носящий имя своего основателя Михаила Громова, летчика-испытателя, удостоенного осенью 1934 г. звания Героя Советского Союза за рекордный беспосадочный перелет дальностью 12 тыс. км по замкнутой кривой, а летом 1937 г. совершившего перелет Москва — Северный полюс — Сан-Хосинто. С 1993 г. Жуковский (город) является еще и местом проведения Международного авиационно-космического салона (МАКС).

Международный авиационно-космический салон проводят в Подмосковье раз в два года. За истекшие двадцать лет он сумел прочно занять ведущее место в ряду крупнейших мировых авиа-форумов. Главная цель проведения МАКСа - демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнерами. Форум проводится под патронажем Председателя Правительства Российской Федерации, что является гарантией высокого уровня организации и представительности. Всем, кто связан с авиационной и космической отраслями промышленности, здесь предоставлена редкая возможность ознакомиться с мнением лиц, принимающих решения по ключевым вопросам разработки, производства и продажи авиационной техники и вооружения. Только на МАКСе можно увидеть опытные образцы летательных аппаратов и боевых комплексов, экспериментальные установки, которые по ряду причин не могут демонстрироваться за рубежом. Значительное место в программе МАКСа занимают научные конференции и симпозиумы, проводимые под эгидой государственного научного центра России - ЦАГИ. Они позволяют ученым и специалистам обменяться мнениями по поводу наиболее острых проблем развития авиации и космонавтики в настоящем и будущем.

Предыдущий форум, имевший место в августе 2011 г., был юбилейным, десятым по счету. Эта встреча стала рекордной по числу участников и по объему заключенных сделок. Участниками МАКС-2011 стали 800 компаний из 40 стран мира. Общая сумма контрактов превысила 10 млрд. долларов США. Помимо представителей деловых кругов, выставку посетило 440 тыс. рядовых зрителей.

Наибольший ажиотаж вызвал российский истребитель пятого поколения Т-50, почти невидимый для радаров (при этом имеющий собственную эффективную систему слежения), исключительно высокоманевренный, способный достигать сверхзвуковой скорости, не используя форсаж, снабженный автопилотом с искусственным интеллектом. Сейчас эта великолепная машина находится на стадии проведения испытательных полетов. Ее планируют поставить на вооружение в 2015 г.

Одним из самых интересных для публики экспонатов оказался крупнейший в мире транспортный вертолет Ми-26Т2, грузоподъемностью 20 тонн. Обращал на себя внимание также российский боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор». Практически сразу после окончания выставки с Оборонпромом был подписан контракт на производство и поставку 140 «Аллигаторов». Кстати, силовые установки для обоих этих вертолетов поставляет украинское предприятие «Мотор Сич» (г. Запорожье).

Космическая техника была представлена перспективной пилотируемой транспортной системой (ППТС) нового поколения, включающей пилотируемый корабль «Русь», который должен прийти на смену старичку-«Союзу». На выставке был показан полноразмерный макет. Первый, пока беспилотный полет планируется на 2015 г., а доверить ППТС космонавтов думают в 2018 г.
На МАКСе была также обильно представлена гражданская авиация. Ярчайшими звездами в этой категории оказались западные образцы. Прежде всего, это гигантский лайнер Airbus A-380, имеющий в своей конструкции 350 км одних только проводов и способный вместить более 800 пассажиров. Сто тысяч зрителей затаив дыхание следили, как двухсотвосьмидесятитонная махина изящно разворачивалась в воздухе на минимальной скорости.

Не меньшее впечатление произвел и знаменитый самолет-мечта (dreamliner) Boing-787. Правда, он покинул Жуковский, отработав деловую часть и не дождавшись широкой публики. Этот пассажирский лайнер не столь монументален, как А-380 (рассчитан на 300 пассажиров), но при этом очень экономичен в эксплуатации, не в последнюю очередь за счет использования в конструкции композитных материалов. Конечно, Boing — американская компания, но к созданию самолета-мечты приложили руку и российские конструкторы. А кроме того, Россия поставляет для лайнера детали, изготовленные из сверхлегких и прочных титановых сплавов.

Сейчас авиационно-космический бомонд находится в предвкушении МАКС-2013, одиннадцатого по счету форума, который состоится 27 августа — 1 сентября. Салон будет работать с 10-00 до 18-00 ежедневно. День открытия хотят полностью посвятить официальным мероприятиям. 28, 29 августа МАКС-2013 будет открыт только для специалистов. 30 августа — 1 сентября его смогут посетить все желающие по приобретенным билетам. На эти три последних дня планируются все самые зрелищные полеты. Дети до 14 лет в сопровождении взрослых смогут пройти бесплатно.
Безусловно, там будет на что посмотреть. Так, генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота пообещал, что на МАКСе будет представлен пилотируемый космический корабль нового поколения, который к тому времени уже пройдет техническую экспертизу Роскосмоса.

Кроме ставших уже традиционными для МАКСа выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские Витязи», «Соколы России», «Беркуты», в летной программе примет участие китайская пилотажная группа «Первое августа». Китайские летчики будут выступать на многоцелевых истребителях Chengdu J-10. В шоу будет участвовать шесть машин, укомплектованных российскими двигателями АЛ-31ФН.

На участие в МАКС-2013 уже подали заявки представители компаний из 35 стран мира. Помимо традиционных ведущих производителей авиатехники, в этом году впервые в салоне примут участие компании из Японии, Австралии, Швеции, Дании, Бахрейна и Мексики. Кроме того, 12 стран организуют национальные экспозиции. Продукцию своих стран традиционно широко представят Германия, Франция, США, Бельгия, Канада, Украина, Белоруссия и Чехия. Польша, Великобритания и Дания представят свои национальные павильоны впервые.

Организаторы запланировали обширную деловую программу. С 27 августа в рамках салона свою работу начнут международный конгресс по транспортной авиации, международный симпозиум «Будущее авиации», конференция по материаловедению, форум «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи», круглые столы и семинары. В часы проведения деловых мероприятий полетная программа будет несколько ограничена. Это сделано для того, чтобы праздник не мешал работе, а работа празднику.